Карточный «Ужас Аркхэма»: виды дополнений и порядок их покупки

Итак, вы готовы нырнуть с головой в этот омут под названием «ЖКИ „Ужас Аркхэма“», возможно даже уже купили базовую коробку, а теперь… А что теперь, кстати? Коробочек с этим манящим логотипом в магазине столько, что голова идёт кругом, и совсем не хотелось бы купить «что-то не то». 

И почему все вокруг постоянно говорят, что нужно покупать вторую базу???

Так в каком же порядке покупать дополнения к карточному «Ужасу Аркхэма»? Для начала — разберёмся с их видами.

Ссылки на обзоры на все возможные дополнения к карточному «Ужасу Аркхэма» собраны на отдельной странице.

Виды дополнений

Циклы

Цикл приключений — это своего рода «сезон» сериала, причём наш сериал — это антология, его сезоны никак не связаны друг с другом, не бойтесь, что если вы купите условный «второй» сезон / цикл — вы ничего не поймёте без «первого». Игра производится таким образом, чтобы любой новичок мог купить базовую коробку и любой цикл — и тут же спокойно играть.

У циклов есть две системы распространения: старая и новая. 

В старой системе распространения один цикл представлял собой набор вида «1 большое дополнение + 6 малых».

Содержимое коробочек старой системы:

  • большое дополнение — два первых сценария цикла, новые сыщики, немножко карт игрока, куча карт контактов, которые потом будут переиспользоваться в последующих сценариях. Иногда — сюжетные активы, которые могут попасть в колоду игрока только по исходу сценария.
  • малое дополнение — один сценарий, ещё меньше карт игрока, карты контакта только для этого сценария. Иногда — сюжетные активы, которые могут попасть в колоду игрока только по исходу сценария.

Как видите, раньше, в старой системе распространения, карты игрока (те карты, из которых мы собираем колоды) были равномерно «размазаны» по всему циклу. Купив 1 большое и 6 малых дополнений, вы получали не только сюжет, но и карты для построения колод.

Если вы хотите только карты сыщиков из этого цикла и не хотите пока играть в этот сюжет, или наоборот — хотите только сюжет и не хотите карты сыщика… Что ж, вам придётся купить это всё пачкой, хотите вы того или нет. “Fuck you that’s why” © Fantasy Flight Games.

Не покупайте кампании в старом формате! Скорее всего, вам будет сложно найти малые дополнения, их уже перестали печатать.

Если только «вкатываетесь» в карточный «Ужас Аркхэма», смотрите только на новую систему распространения.

В новой системе распространения есть всего 2 коробки — коробка сыщиков и коробка кампании:

  • в коробке сыщиков находятся только новые сыщики и карты игрока. Её содержимое используется только для колодостроения, в ней ровно 0 карт сюжета.
  • в коробке кампании находятся только карты сценариев (весь сюжет кампании). В ней есть немного карт игрока, но только те, которые вы можете получить, только играя в кампанию, и не можете по своей воле добавить в колоду.

Наконец-то! Немного здравого смысла.

Очень важно отметить — если у вас уже есть цикл в старом формате (1+6), вам не нужно покупать его же в новом (1+1). В переизданиях нет нового игрового контента, те же сценарии, те же карты, только сгруппированные в две коробочки побольше.

Если не знаете, какую кампанию выбрать для покупки, вам могут помочь наши обзоры:

Одиночные сценарии

Этот вид продукта появился почти сразу вместе с первым циклом. Одна такая коробочка содержит ровно 1 сценарий, который сюжетно не является часть какого-либо цикла. Этакий «спецвыпуск» сериала, одиночная серия между сезонами (как серия про невесту в Шерлоке).

В теории для игры в такой сценарии вам должно хватить только базовой коробки, на практике эти сценарии обычно довольно сложные и требовательны к качеству ваших колоды. А хорошие колоды без карт игрока из одного-двух циклов не собрать!

Вы можете сыграть одиночный сценарий по правилам игры одиночных сценариев (описаны в справочнике), и тогда это будет разовое приключение. Собрали колоды, зашли, вышли, разобрали колоды. Конец.

Либо вы можете встроить такой сценарий в сюжетную кампанию (на данный момент любой, кроме «Лабиринтов безумия»), используя правила добавления одиночных сценариев в качестве ответвления (также описаны в справочнике).

Однозначного консенсуса, как играть одиночные сценарии, нет. Кому-то нравится играть их отдельно, кому-то — встраивать в кампании, кто-то вообще их ненавидит. Среди них есть как шедевры, так и крепкие середнячки.

Ещё один важный момент — у некоторых одиночных сценариев есть так называемый «эпический» режим, когда несколько групп играют в них одновременно, преследуя одну общую цель. Это просто «вау» что за опыт, «Лабиринты безумия» например нет смысла играть иначе, кроме как в эпическом режиме. Остальные сценарии, в которые этот режим встроен, так же хороши, даже если вы играете одной группой, так что не бойтесь их покупать, если захотите.

Если не знаете, какой одиночный сценарий выбрать для покупки, вам может помочь наш обзор на все одиночники для карточного «Ужаса Аркхэма».

Стартовые колоды

Это особенный вид дополнений, появившийся пока что всего один раз. Эти 5 коробочек содержат по 1 сыщику, готовой для него колоде и немного карт уровней 1–5 для улучшения колоды по мере получения опыта.

Этот продукт рекламировался как нечто для начинающих игроков, которым лень самим строить колоды, но поиграть хочется сразу. И эта цель вполне выполняется. Опытные игроки же найдут в этих колодах множество интересных карт для новых комбинаций.

Несмотря на то, что эти колоды идут в собранном, готовом к игре виде, это не значит, что вам запрещено включать карты из них в колоды других сыщиков. Карты игрока в них такие же, как и в других циклах.

Возвращения

Помните аналогию «циклы — это сезоны сериала»? Так вот, возвращения — это дополнительные материалы к этим сезонам. Сами по себе возвращения бесполезны без тех циклов, в которые они «возвращают». 

Возвращения содержат совсем немного карт игрока (обычно высоко- или низкоуровневые версии карт, которые уже выходили в циклах), а основное их наполнение — новые локации или версии локаций, новые напасти, новые замыслы или сцены.

Возвращения иногда делают циклы чуть сложнее, иногда чуть проще, добавляют им реиграбельности и (совсем редко) новые сюжетные повороты. 

Зачем нужны возвращения? Нужно ли мне покупать возвращение, если я сразу купил кампанию в новом формате?

Новеллы

Не факт, что этот продукт ещё можно купить, но если вдруг обнаружите в магазине или на барахолке и зададитесь вопросом: «Что это и зачем?» — отвечаем.

Всего новелл 7:

  • Час охотницы (Дженни Барнс)
  • Гнев пустоты (Норман Уизерс)
  • Плач по рассудку (Роланд Бэнкс)
  • Битва с Чёрным ветром (Кэролин Ферн)
  • Глубинные врата (Сайлас Марш)
  • The Blood of Baalshandor (Dexter Drake)
  • Dark Revelations (Gloria Goldberg)

Первые пять выходили на русском языке, последние две — не выходили. В скобках после названия новеллы указан сыщик, промо карты которого поставляются вместе с книгой.

Что за промо карты?

Выше на картинке — пример из новеллы про Сайласа. Карта сыщика с альтернативным артом (способность сыщика при этом не меняется, она такая же, как на обычной карте сыщика) и альтернативные персональные карты. В случае Сайласа это персональный навык и персональная слабость-навык.

Сами новеллы содержат короткую историю о сыщике, чьи карты идут в комплекте.

Альтернативные сыщики

Не путать с сыщиками из новелл!

Как видите на изображении выше, альтернативные сыщики отличаются от своих «обычных» версий не только дизайном карты, но и набором навыков и способностей.

Этот продукт был задуман в виде ПнП-дополнения в разгар пандемии. Всего было выпущено 5 параллельных сыщиков (Роланд, Дейзи, Скидс, Агнес и Венди), файлы для печати выкладывались на сайт FFG.

На русском языке вышли все, кроме Венди, файлы для печати можно скачать с сайта HobbyGames.

Что покупать

Итак, вы купили базу и немного поиграли в неё. Что дальше?

Первым делом рекомендуем купить 1-2 цикла. Это могут быть «Наследие Данвича», «Путь в Каркозу» или «На краю земли». Рекомендуем сразу брать и коробку сыщиков, и коробку кампании, потому что «Ужас Аркхэма» — колодостроительная игра, но в базовой коробке тупо недостаточно карт, чтобы колодостроением заниматься. Вам нужны новые карты игрока для создания интересных колод.

Если не хотите покупать сразу два цикла, можно купить один (лучше всего «Наследие Данвича», он самый простой как механически, так и по уровню сложности) и набор стартовых колод. С готовыми, качественными колодами войти в игру будет гораздо проще.

Сыграли несколько раз свой первый цикл, опробовали колоды, появился вкус к колодостроению и сюжетам? Что ж, лучшим решением будет купить ещё один цикл. Каждый из доступных в локализации циклов хорош по своему. Наши обзоры на сюжетные кампании можно найти здесь.

Уровень сложности в циклах растёт примерно по мере их хронологического выхода («Наследие Данвича» самый простой, «Забытая эпоха» и «Нарушенный круг» посложнее), с поправкой на то, что первый цикл в новой модели распространения («На краю земли») не сказать, чтобы сильно сложный. 

Что насчёт одиночных сценариев? Их можно покупать хоть сразу, с момента покупки первой базы, но поверьте опытному игроку — в режиме одиночного приключения они обычно довольно сложные (ввиду более «жёсткого» мешка хаоса), и чтобы получить удовольствие от игры в них, нужно обладать каким-никаким умением играть в игру и иметь хороший набор карт игрока, чтобы строить сильные колоды.

По мнению игроков самый интересный одиночный сценарий из вышедших на данный момент — «Убийство в отеле „Эксельсиор“», самый сложный — «Стражи бездны». «Лабиринты безумия» почти нет смысла играть не в эпическом режиме, а вот «Войну Внешних богов» вполне можно и одной группой. «Проклятие Ругару» и «Карнавал ужасов» довольно старенькие по механикам, но вполне способны удивить новых игроков.

Наконец, возвращения. Обычно продукты из этой линейки рекомендуется покупать последними, когда вы наигрались во всё остальное и хотите взглянуть на уже известные приключения под новым углом. Или вы настолько хорошо изучили циклы, что проходите их с закрытыми глазами? Возвращение поможет внести в уже известный процесс капельку хаоса.

Кроме того, возвращения поставляются с удобной для хранения карт сюжета коробкой и разделителями для наборов карт контактов. Хотя, конечно, если у вас уже куплено 5 циклов, вы скорее всего придумали, как их хранить…

Хотите узнать о каком-либо дополнении побольше, прежде чем купить его? Мы собрали на одной странице ссылки на всевозможные обзоры карточного «Ужаса Аркхэма».

Нужна ли вторая база?

Наверно, первая мысль, которая приходит в голову новичку, более-менее знакомому с колодостроением: «Почему рекомендованные колоды из правил базовой коробки такие слабые?»

Что ж, FFG раньше использовали модель распространения, по которой в базовую коробку большинство карт клалось в одном экземпляре, несмотря на то, что по правилам игры колода может включать до двух карт с одним названием (кроме особых случаев, когда прямо оговаривается обратное).

Это очень тупо с игровой точки зрения, но выгодно с маркетинговой, ведь заинтересованные в построении стабильных колод игроки будут покупать вторую базовую коробку, чтобы получить второй комплект карт игрока.

Скажем прямо, вопрос второй базы стоял критично, когда в линейке игры было всего пара циклов и не было стартовых колод. Сейчас, если у вас есть карты игрока из 5 циклов + стартовые колоды, вы скорее всего можете и не заметить неудобства от того, что карты из базы у вас в одном экземпляре.

И всё же, некоторые из карт базы («Мачете», «Патрульный» второго уровня, «Доктор Милан Кристофер», «Сработавшее предчувствие», ещё по паре штук из других классов) до сих пор остаются одними из самых сильных карт в игре, даже спустя 5 циклов.

Кроме того, в базовой коробке ограниченное количество жетонов, и для игры втроём-вчетвером вам может не хватить жетонов ресурсов, улик, ран и ужаса. Эта проблема, впрочем, легко решается заказом кастомных жетонов или использованием компонентов из других игр или монеток — да хоть листка с ручкой.

Таким образом, покупать вторую базу имеет смысл, если:

  • вы пока не готовы инвестировать в несколько циклов, но хотите строить свои, более стабильные и интересные, колоды.
  • вам свербит положить в колоду 2 копии условного «Мачете» или «Доктора Милана Кристофера», и вы просто жить без них не можете.
  • вы планируете играть втроём-вчетвером, вам нравятся компоненты из игры, и вы не хотите ничем их заменять.

В противном случае вы вполне можете прожить и без неё. Кроме того, если уж решились на такую инвестицию, имеет смысл не покупать новую коробку, а пошерстить барахолки — эта игра заходит далеко не всем, и иногда можно купить базовую коробку с рук за полцены.

Кстати, вторую базу выгодно покупать в складчину с товарищами, которым нужны дополнительные наборы контактов! Для обсуждения коллективных покупок базовой коробки у нас в чате есть специальная тема, загляните в неё, если хотите сэкономить.


Ждём ваши комментарии в нашем чате в Telegram.

By:


Оставьте комментарий