Невыразимый ужас. Чем вдохновлены миры «Ужаса Аркхэма»

«Ужас Аркхэма», как в карточном, так и в настольном воплощении — довольно самостоятельные игры. Их можно разложить даже в компании, которая никогда не слышала имени Говарда Филлипса Лавкрафта — игроки всё равно смогут получить от процесса удовольствие.

Тем не менее, я настоятельно рекомендую ознакомиться со следующим списком произведений Говарда и его последователей. Игра словно приобретает дополнительный слой, доселе скрытый от посторонних глаз. 

Вчитываясь в художественный текст и вглядываясь в изображения локаций и врагов, начинаешь их узнавать. И довольно часто — опасаться ещё больше, чем раньше…

Ночь фанатички

К. Э. Смит «Бог из храма смерти»

«Никого со времён По так не восхищал хорошо разложившийся труп», — так отзывались о Кларке Эштоне современники. Хороший референс для кампании о похитителях/пожирателях трупов, не находите? Если понравится атмосфера — рекомендую весь цикл «Зотика».

Г. Ф. Лавкрафт «Модель для Пикмана», «Чужой»

Думаю, это не будет спойлером, если скажу, что кампания из базовой коробки вертится вокруг упырей (они же гули). Чтобы лучше понять этих милейших существ, рекомендую данные рассказы Лавкрафта. 

Конечно, максимально эти существа (а также ночные призраки) раскрываются в масштабном эпосе «Сновидческий Поиск Кадата Неведомого», но во-первых он слишком массивный (и тяжёлый для восприятия), чтобы с него начинать, а во-вторых его лучше читать перед кампанией «Пожиратели сновидений».

Наследие Данвича

Г. Ф. Лавкрафт «Ужас Данвича»

По сути, первая полноценная кампания «Ужаса Аркхэма» — прямое продолжение к истории, рассказанной Лавкрафтом о захолустной деревне Данвич, загнивающей и вырождающейся вдали от больших дорог. Данное произведение раскрывает суть культа Йог-Сотота и рисует красочный портрет его последователей.

Г. Ф. Лавкрафт, Х. Хилд «Ужас в музее»

Сценарий «Мискатоникский музей» не является прямым переложением данного рассказа на игровое поле, но «Ужас в музее» — отличный рассказ о том, как страшно может быть ночью в заведении подобного толка.

Г. Ф. Лавкрафт «Серебряный ключ», Г. Ф. Лавкрафт, Э. Х. Прайс «Врата серебряного ключа» 

Данные произведения очень важны для понимания происходящего в финальном сценарии цикла. Кроме того, они неплохо так раскрывают суть Йог-Сотота как… существа? Божества? 

История «Врат» любопытна тем, что Прайс был поклонником творчества Говарда и очень любил рассказ «Серебряный» ключ. Любил настолько, что прислал Лавкрафту продолжение из 6000 слов и предложил совместно его закончить. Говард согласился и переработал произведение Прайса «в эпос из 14000 слов, оставив от оригинала не более, чем 15» 🙂 В «Энциклопедии Г. Ф. Лавкрафта» под авторством С. Т. Джоши сказано, что «Говард постарался сохранить максимум от концептов, предложенных Прайсом».

Г. Ф. Лавкрафт «Цвет из иных миров»

«Цвет» не упоминается в кампании напрямую, но «губительное воздействие, искажение и изменение самой сути» играют большую роль в данной кампании. Рассказ очень атмосферный, будет не лишним для понимания некоторых врагов и локаций.

Путь в Каркозу

Р. Чемберс, сборник «Король в жёлтом»

Имя «Хастур» (упс, забыл что у нас уверенности больше, чем сомнения!) и название «Каркоза» впервые появляются в рассказе Амброза Бирса «Пастух Гаита». Роберт Чемберс позаимствовал их для своего сборника «Король в жёлтом», который и послужил вдохновением для данной кампании. 

Сценарии напрямую отсылают к первым четырём рассказам («Восстановитель Репутаций», «Маска», «Во дворе Дракона», «Жёлтый знак»), но упоминания имён и названий из других рассказов, входящих в цикл, можно встретить, например, на картах игроков данного цикла.

Г. Ф. Лавкрафт «Праздник», А. Дерлет «Дом на Кервен-Стрит», «Следящий с небес», «Хранитель ключа»

В истории «Пути в Каркозу» там и тут мелькают бьякхи. Эти милейшие существа немного отличаются от уже известных нам ночных призраков. Подробнее всего они раскрыты в творчестве Августа Дерлета.

Забытая Эпоха

Г. Ф. Лавкрафт, З. Бишоп «Проклятие Йига», «Курган»

Рассказы, в теории написанные в соавторстве с Зелией Бишоп, по факту являются работой Говарда в роли «литературного негра» (учитывая расистские наклонности Лавкрафта, представляю, как его бы скорёжило от такого термина). Зелия придумала лишь завязки к данным произведениям, что-то в духе «рассказ про того-то, должно происходить примерно это и это», а Говард расписал всё с размахом, как умеет. 

Г. Ф. Лавкрафт «Тень из безвременья», «Безымянный город», Р. Говард «Тварь на крыше»

«Тень из безвременья» — потрясающий рассказ, на мой взгляд, одно из лучших произведений Лавкрафта. Особенно раскрывается в сочетании с графической адаптацией (комиксом) И. Н. Дж. Кулбарда. 

Прочтение этих рассказов перед началом кампании позволит максимально глубоко прочувствовать атмосферу «Забытой эпохи».

Р. Говард «Королевство теней» и другие рассказы о Кулле, короле Валузии

Чтобы познакомиться с расой змеелюдей, нужно обратиться к произведениям создателя Конана-варвара Роберта Говарда. Его цикл о Кулле, короле Валузии, подробно раскрывает конфликт между людьми и змеелюдьми. Рассказов о Кулле много, в них описывается история Йота и К’ньяна.

Нарушенный круг

Г. Ф. Лавкрафт «Сны в Ведьмином доме», «Скиталец тьмы», Г. Ф. Лавкрафт, Х. Прайс «Врата серебряного ключа»

Тема ведьм и тайных культов обширно исследована Лавкрафтом. Одним из главных источников вдохновения для данной кампании, очевидно, были «Сны в Ведьмином доме», но в отличие от «Наследия Данвича» данная кампания не является прямым продолжением рассказа.

«Нарушенный круг» — самостоятельная история, черпающая вдохновение в готической литературе и раскрывающая тему экзистенциального ужаса. Я бы сказал, что в какой-то мере на эту кампанию повлияли «Скиталец тьмы» и «Врата серебряного ключа». Не забудьте только, что «Врата» — продолжение рассказа «Серебряный ключ», и лучше читать их по порядку.

Если же вас интересует Ложа Серебряных сумерек — к сожалению, это продукт фантазии сценаристов FFG. К сожалению потому что нет какого-либо сборника рассказов или более пространного произведения, из которого можно было бы узнать о ней побольше. 

В сборнике рассказов о сыщиках игры Investigators of Arkham Horror есть клочки информации о Ложе, в частности, в рассказах о Джо Даймонде, Диане Стенли и Престоне Фейрмонте — удивительно, что все эти сыщики вошли именно в данный цикл, правда? Но к сожалению, данный сборник не переводился на русский язык.

Пожиратели сновидений

(ещё не переведена на русский язык)

Г. Ф. Лавкрафт «Сновидческий поиск Кадата неведомого», «Кошки Ультара», «Белый корабль», «Селефаис», «Карающий рок над Сарнатом»

Увлёкшись произведениями Лорда Дансени, Лавкрафт открыл новую страницу в своём творчестве и ударился в написание фентези. Конечно, фентези у него получилось не такое, как у, например, Толкина. Куда ж Лавкрафту без своих пожирателей мертвецов и безглазых ночных призраков! Тем не менее, Мир Грёз получился довольно красочным, большим и насыщенным. Я отметил 5 основных произведений данного цикла, с полным списком можно ознакомиться здесь.

Кампания «Пожиратели сновидений» практически целиком основана на «Сновидческом поиске Кадата неведомого», но в ней спрятано множество отсылок к произведениям сновидческого цикла. Не уверен даже, что я нашёл их все.

Г. Ф. Лавкрафт «Искания Иранона»

В цикле нет прямых отсылок к данному рассказу, но я всё равно настоятельно его рекомендую. На мой взгляд, одно из лучших чувственных произведений Лавкрафта. Говард всю жизнь тосковал по своему беззаботному (на самом деле, не очень) детству, по миру своих грёз и мечтательных исканий. Всю ностальгию, боль утраты и щемящую сердце тоску он упаковал в этот коротенький, но очень атмосферный рассказ. 

Впервые я прочёл его глубоким вечером в поезде, и он поразил меня настолько, что я думал о нём всю оставшуюся дорогу, ночью видел во сне и продолжил думать наутро. Шедевр.

Заговор в Иннсмуте

(ещё не переведена на русский язык)

Г. Ф. Лавкрафт «Тень над Иннсмутом»

Как нетрудно догадаться из названия, данный цикл в первую очередь основан на рассказе «Тень над Иннсмутом». Я не помню, является ли цикл прямым продолжением и затрагивает ли события рассказа в принципе… Вам придётся поиграть в него самостоятельно, чтобы узнать это.

«Тень над Инсмутом» — потрясающе динамичная детективная история, которая держит читателя в напряжении до самого конца. «Зов Ктулху» — наиболее широко известное произведение Лавкрафта, поэтому считается его лучшим рассказом, но на деле лучшая работа Говарда — как раз «Тень».

Г. Ф. Лавкрафт «Зов Ктулху»

Ну раз уж зашла речь… Ктулху ещё не появлялся в КУА, но почитать рассказ про него определённо стоит, хотя бы для общего развития. Отдельно рекомендую чёрно-белый немой фильм, снятый по нему Историческим Обществом Г. Ф. Лавкрафта. Возможно, именно так могла бы выглядеть прижизненная экранизация Лавкрафта.

На краю земли

Г. Ф. Лавкрафт «Хребты безумия»

Здесь, пожалуй, всё просто. Прямое продолжение, то же место действия, те же персонажи. Но это вы и без меня знаете 🙂 

Алые ключи

Г. Ф. Лавкрафт «Ужас в Ред-Хуке»

Кампания «Алые ключи» — абсолютно самостоятельное (и просто потрясающее) произведение во вселенной игры. Основные персонажи кампании основаны на созданных ранее легендах для карточной игры «Зов Ктулху». 

И тем не менее, у меня есть совет даже для этого цикла. Попробуйте «Ужас в Ред-Хуке». Его события никак не связаны с событиями кампании, но этот рассказ позволяет почувствовать вкус «секретов зловещего тайного общества». Ну, а ещё он просто хорош.

Сборник «Алые тайны»

FFG позаботились о нас и выпустили целый сборник рассказов, расширяющий мир игры и позволяющий получше узнать персонажей данного цикла.

Дополнительные материалы

Произведения Говарда зачастую читаются довольно тяжко, потому что заставляют воображение читателя работать, «дорисовывать» картину и «додумывать» атмосферу. Частично с этой задачей помогут справиться графические адаптации. 

И. Н. Дж. Кулбард «Г. Ф. Лавкрафт. Графическая адаптация»

Шикарный комикс, адаптирующий (и сокращающий — это важно!) 4 произведения Лавкрафта — «Сновидческий поиск Кадата неведомого», «Дело Чарльза Декстера Варда», «Хребты Безумия», «Тень из Безвременья». 

Читать сначала сокращенный комикс, а потом полные рассказы, или наоборот — решать вам. Я, например, смог продраться сквозь «Кадат» только после комикса — к сожалению, Лавкрафт умер раньше, чем успел отредактировать и закончить это произведение, потому читать его… тяжко. 

Ф. Баранже «Зов Ктулху», «Хребты Безумия», «Ужас Данвича»

Потрясающе красиво иллюстрированные издания. Тот же «Зов Ктулху» может стать гораздо проще для понимания в таком визуальном издании. Но будьте осторожны — тома пипец какие здоровые! Стоит заранее проверить, влезут ли они на книжную полку.

Графические адаптации Го Танабэ

Ещё один пример того, как сложный литературный слог Лавкрафта можно красиво переложить на изображения. Уникальный авторский чёрно-белый стиль только добавляет атмосферы.

«Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Иллюстрированная энциклопедия», «Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Артефакты и легендарные земли», «Бестиарий Лавкрафта: Руководство натуралиста»

Безумно красиво иллюстрированные визуальные путеводители по монстрам и существам из вселенной Мифов Ктулху. Этот материал пишется с помощью Иллюстрированной энциклопедии, к слову!

А. Мур, Дж. Берроуз «Двор»/«Неономикон», «Провиденс»

Внимание! Пожалуйста, не слушайте интернет и читайте эти произведения именно в таком порядке — «Двор», «Неономикон», «Провиденс». Это наилучший способ, поверьте.

Эта трилогия — не просто переложение творчества Лавкрафта в комикс, это масштабное культурное исследование наследия Говарда. Мур бережно собирает его мифы в единую вуаль пространства, пропускает её через себя и выдаёт потрясающую астральную проекцию. Читать трилогию стоит, имея хорошую базу «начитанности» первоисточником, а после каждой главы рекомендую остановиться и заглянуть в примечания и пояснения — там с любовью разобраны все цитаты, отсылки и оммажи к произведениям Говарда.

Читать «Провиденс» — словно вести приятную беседу с таким же поклонником Лавкрафта, как ты сам, упоённо вспоминая то один, то другой рассказы, покачиваясь на волнах ассоциаций и получая искреннее удовольствие от происходящего. 


Обсудить произведения и похвастаться домашней библиотекой можно в нашем чате в Telegram.

By:


Оставьте комментарий