Как побеждать в «Ужасе Аркхэма»

Будучи активным игроком в карточный «Ужас Аркхэма», я часто натыкаюсь на вопросы в духе: «А как выигрывать каждый сценарий?», «Есть ли какой—то гайд по идеальной игре?», «Что нужно, чтобы не было ощущения, будто игра тебя унижает?». Так или иначе, все сводятся к одному — «На что должен обращать внимание игрок, чтобы успешно проходить сценарии и кампании?» 

Для начала отмечу, что я не могу назвать себя хардкорным или мало-мальски профессиональным игроком — и, к своему стыду, слепое прохождение кампании «На краю земли» я позорно завалил. Тем не менее, у меня имеется положительный опыт прохождения Ночи фанатички, её возвращения и первых четырех циклов на сложном уровне на победный исход, что, по моему мнению, является неким достижением (но безусловно есть игроки намного искушённее и опытнее меня в этих вопросах, и их мудрости хватает не писать статейки, подобные этой).  

Мне удалось выделить перечень важных на мой взгляд аспектов, на которые нужно обращать внимание, для того, чтобы максимально увеличить шансы на получение столь желанного исхода «Сыщики победили в кампании». 

Сбор коллекции карт

Как это ни прискорбно, но побеждать в карточном «Ужасе Аркхэма» без нужного пула карт весьма и весьма затруднительно. Базовая коробка с игрой «щедро» одаривает игроков всего лишь одним экземпляром классовых карт. Имея на руках только её, мы получаем практически полное отсутствие колодостроения. 

Очень наглядны в этом отношении Мистики: имея лишь одну базу, сражаться с врагами вам придется одним экземпляром «Иссушения». Купив вторую базу, вы получите вторую копию этой карты, что увеличит как шанс выпадения «Иссушения» и входа его в игру, так и количество ран, которые потенциально может нанести врагам ваш сыщик. Цикл «Нарушенный круг» и колода сыщика Жаклин Файн пополнят коллекцию ещё двумя парами неплохих заклинаний — «Увядание» и «Лазурное пламя». 

Таким образом, игрок с большой коллекцией карт заведомо имеет преимущество. Насколько прекрасным и гениальным стратегом вы бы ни были, но найти боевое заклинание с шансом 2/33 всегда сложнее, чем 6/33. Чистая математика, ничего личного.

Кроме того, чем больше циклов в вашей коллекции — тем больше разнообразных сценариев вы сможете пройти! Минусом, конечно, является стоимость сбора полной коллекции, но в целом этот совет ни в коем случае не сводится к «pay to win (заплатите, чтобы победить)». Почему — узнаете дальше.

Распределение ролей в команде

Ясное дело, распределить роли получится, только если сыщиков больше одного. Карточный «Ужас Аркхэма» — кооперативная игра, а значит играющие должны думать не только о своем благополучии, но и заботиться о своих товарищах. 

По сути в игре есть две основные задачи — поиск улик и контроль врагов. Да, можно выделить ещё контроль колоды контактов, саппорт и лечение партнёров, и так далее, но пока остановимся только на главных двух.

Ваш сыщик может сконцентрироваться на чём-то одном (поиск улик или контроль врагов), а может стать этаким универсалом и делать всего понемногу. Но помните, выбирая роль для своего сыщика, вы должны соблюсти баланс всей группы.

Один отвечает за улики, второй за врагов, третий – за всё понемногу? Отлично. Все трое концентрируются на врагах? Плохо, некому искать улики. Все трое концентрируются на уликах? Поздравляю, вас сожрали.

Создание колоды

Хорошо собранная колода — залог успешного прохождения кампании. Чтобы описать все тонкости колодостроения, одного пункта в статье (и даже одной целой статьи) не хватит, поэтому попробуем затронуть только самые важные и базовые вещи.

В первую очередь, в вашей колоде должны быть карты, которые решают задачи вашей роли и синергируют с вашим сыщиком и его способностью. Взятые в вашу колоду карты должны раскрывать и дополнять вашего сыщика.

Ваша колода должна быть сбалансированной и независимой от цепочек обстоятельств. Если вы сможете приносить пользу, только выложив на стол 3-4 разных актива, а до той поры будете беспомощно огрызаться на партнёров фразами в духе «Карты не идут!», значит с вашей колодой точно что-то не так.

Колода должна обеспечивать сама себя. Если у вас на руке не будет карт, вам нечего будет разыгрывать. Если в вашем пуле ресурсов пусто, вам нечем оплатить карты, которые вы хотите разыграть. Следовательно, эффекты хотя бы нескольких карт в вашей колоде должны давать вам новые карты и/или ресурсы.

Колода должна работать на всех этапах кампании. Стоит сразу продумать, какие карты вы приобретёте за опыт, но и не забывать о том, что колода нулевого уровня тоже должна работать. Если ваша колода способна выдавать хороший КПД только после вливания в нее 25-30 единиц опыта — первую половину кампании вы будете мёртвым грузом для команды.

Колода должна нивелировать слабые места вашего сыщика. Чтобы достичь целей, которые перед нами ставит сценарий, в первую очередь сыщикам нужно выжить. В чём-то вас прикроют партнёры (например, если вы ищете улики, можно оставить врагов на товарищей), но не стоит забыть, например, о картах слабостей в вашей колоде или о напастях в колоде контактов.

Наконец, колода должна приносить удовольствие! Этот критерий несколько выбивается из списка, но он является не менее важным, если не ключевым. Вы можете иметь идеально сбалансированную колоду, учитывающую все возможные аспекты и работающую как часы. Но если игра этой колодой превратилась в чистую тривиальщину, не приносящую никакого удовольствия, это во много хуже отсутствия нормальной экономики или закрытия слабых мест вашего сыщика. 

Не стесняйтесь использовать новые карты или комбинации, разных сыщиков в разных прохождениях, не бойтесь экспериментировать — любой опыт, пусть и отрицательный, является полезным. Если выбирать между стопроцентно эффективной, но скучной колодой и хаотичной, но веселой — не стоит всегда выбирать первый вариант, это может привести к выгоранию от игры. Но в идеале, конечно, следует стремиться к эффективной колоде, играя которой вы будете получать удовольствие.  

Пилотирование колоды и взаимодействие в команде

И снова тема, которую невозможно раскрыть парой абзацев. Выделим кратко самое важное.

Выполняя те или иные действия, нужно помнить, что для победы вы должны максимально эффективно работать на команду. В первую очередь сконцентрируйтесь на своей роли. Если вы планировали искать улики — не пытайтесь биться с врагами, оставьте это партнёрам.

Второй важный критерий — действия должны приближать вас к цели. Можно сколько угодно брать карты, ресурсы и разыгрывать активы, но в этом нет никакого смысла, если команда «топчется на месте» и не продвигает сцены.

Кроме того, действия должны быть своевременными. Это касается не только «слишком поздно», но и «слишком рано». Условно — не стоит лечиться или разыгрывать защитный актив после того, как вы получили первую рану из девяти возможных. Двигайтесь к цели, у вас ещё есть время.

Действия не должны ухудшать игровую ситуацию. Помните, в этой игре колоды замыслов и контактов всячески пытаются вам навредить, а игроки в фазе сыщиков пытаются что-то им противопоставить. Не стоит облегчать сценарию работу.

Иногда вообще лучше бездействовать. Да, это супер-редкая ситуация, но бывает и такое. Например, лучше пропустить 2-3 действия, чем рисковать, раз за разом пытаясь уйти от бдительного врага, если в следующем раунде партнёр поможет вам с ним разобраться.

Если вы чётко поделили роли между игроками, не стоит бросать специалиста по поиску улик в одиночестве. Скорее всего, он не сможет сам разобраться с врагом, если тот внезапно выйдет в фазе мифа. Бойцы, в свою очередь, вряд ли найдут много улик самостоятельно. При полном разделении ролей тактика «Держимся вместе» работает лучше. Разбредаться в разные стороны можно пробовать, если все сыщики в команде — универсалы либо специалисты, работающие в парах.

Иногда в игре возникают безнадежные ситуации, когда несколько игроков рискуют не пережить текущий раунд, например, из-за большого количества врагов. В этом случае, особенно когда есть хороший шанс закончить сценарий оставшимися сыщиками, можно использовать стратегию «жертвы». Один из игроков может собрать всех врагов на себя, чтобы выиграть для команды раунд-другой для достижения цели.

Подводя итог, универсальный совет здесь: совершая действие, думайте о том, что тем или иным образом оно отразится не только на вас, но и на всей команде.

Знание сценария и кампании

Этот аспект, на самом деле, является чуть ли не менее важным, чем создание хорошей колоды. Естественно, во время «слепого» прохождения мы впервые сталкиваемся с механиками как кампании в целом, так и отдельных ее элементов (сценариев) и физически не можем «знать» все её нюансы.

В последующих прохождениях мы можем задавать себе следующие вопросы, чтобы определить максимально эффективную стратегию исходя из ситуации на столе.

Что нужно сделать, чтобы победить? Как правило, эти условия указаны на картах колоды сцен. Если вы помните не только цель текущей сцены, но и последующих, вы сможете более тщательно спланировать свои действия.

Сколько у меня времени на выполнение задач сценария? Каждый сценарий представляет собой гонку сыщиков с безысходностью, скапливающейся в игре, и именно безысходность выступает счётчиком времени, отведённого на сценарий. В одних сценариях количество раундов фиксированное, другие активно добавляют безысходность в игру с помощью карт контактов. Планируя свои действия, помните, что времени у вас может быть меньше, чем вы думаете.

Какие штрафы будут за продвижение замысла и сцены? Неочевидный аспект, но его чрезвычайно важно учитывать. Как правило, замыслы и сцены олицетворяют тот или иной этап сценария, и переходы между ними могут повлечь за собой те или иные негативные последствия. Зная, что будет нам за продвижение того или иного замысла или сцены, мы можем потратить пару лишних действий, чтобы подготовиться к предстоящим трудностям. Универсальный совет здесь — не продвигать сцену последним действием в фазе сыщиков, ведь на голову может свалиться элитный враг, или что похуже.

Какова цена не(полного )выполнения основной цели? Далеко не секрет, что некоторые сценарии «выиграть» в классическом понимании весьма и весьма сложно без удачного стечения обстоятельств, потому в подобных сценариях следует ставить «промежуточные» цели, которые облегчат прохождение следующих. Кроме того, если стоит выбор между «Позволить продвинуться последнему замыслу» или «Совершить побег из сценария» — пожалуй, почти всегда второй вариант лучше.

Какие награды я могу получить? Помимо очевидного «Сыщики победили в кампании!» следует воспринимать каждый сценарий как шаг для вашего усиления. В первую очередь это касается получаемого опыта — каждый сценарий имеет определенное количество победных очков, которое вы можете получить за его прохождение. Поэтому, правильной задачей на сценарий должно быть не просто «потратить Х улик за сыщика», а «потратить Х улик за сыщика, при этом собрав как можно больше опыта». Кроме того, «наградой» можно считать и получение сюжетных активов (некоторые из которых включаются в колоду с негативными условиями) либо получение каких-либо записей в журнале кампании, которые в будущем могут повлиять на дальнейшее прохождение. 

На что влияют выборы, сделанные в ходе сценария или во время подготовки? Ни для кого не секрет, что в ходе прохождения каждой кампании нам предстоит делать выбор, результаты которого не всегда очевидны. Досконально зная сюжеты кампаний (зачастую, весьма ветвящиеся) вы можете делать выбор не только исходя из своих внутренних побуждений, но и ради получения максимальной пользы. Иногда это может идти во вред ролевому отыгрышу, но никто не запрещает жертвовать эффективностью во имя погружения, и наоборот.

Контроль колоды контактов

В каждом сценарии грандиозным планам сыщиков противостоит колода контактов. Карты контактов по-разному будут пытаться усложнить вам жизнь — кроме базового «блокирования» сыщиков врагами они могут добавлять в игру безысходность, наносить сыщикам раны или ужас либо как-то усложнять процесс получения улик и в более общем смысле — достижения цели сценария. Некоторые контакты даже комбинируют в себе несколько подобных эффектов.

Работа с картами контактов не сводится к простому добавлению в колоды специфических карт вроде «Защитной магии», «Осведомленности» или «Разберись с этим!». Игрокам важно находить способы минимизировать влияние контактов на темп продвижения к цели.  

Самое важное, о чём здесь стоит сказать — в игре есть такой важный аспект, как «выбор». Когда игра предоставляет вам выбор, к нему нужно подходить осмысленно. Не просто так «Аколит» выходит в любую пустую локацию. Вы сами выбираете, куда именно выйдет этот враг. Максимально удачное для сыщиков размещение этого врага является важным кирпичиком в фундаменте вашей победы. 

Поэтому никогда не пренебрегайте выбором наилучшего для себя варианта розыгрыша эффекта той или иной карты, когда этот выбор есть — и игра обязательно вас за это вознаградит. И ни в коем случае не используйте тёмное правило, когда вы принимаете какие-либо решения, вытянув карту контакта, дающую вам выбор.

Работа с вероятностями

Еще один чудовищно важный аспект, влияние которого на игру недооценивать нельзя. По сути, «Ужас Аркхэма» целиком пронизан менеджментом рисков и вероятностей: случайными является порядок карт как в нашей колоде, так и в колоде контактов, некоторые сценарии содержат указания ввести в игру случайные сцены и локации, ну и конечно же фактор жетонов хаоса, определяющих итоговый успех или провал проверок навыков, из которых состоит вся игра.

Нужно понимать, что никогда не бывает 100% вероятности пройти любую проверку, хотя бы из-за наличия в мешке жетона автопровала (варианты с запечатыванием жетонов опустим для простоты примера). Условно проверки можно разделить на «важные» и «менее важные». В зависимости от игровой ситуации «менее важная» на первый взгляд проверка  может существенно поменять статус на «важнейшая», поэтому не стоит забывать о контексте и ситуации на столе.

Таким образом, невыполнимая задача «Не провалить ни одной проверки» должна быть переформулирована в «Постараться не провалить ни одной важной проверки». Универсального рецепта здесь нет, и умение распределять приоритеты приходит с опытом, но в первую очередь стоит обращать внимание на последствия провала. 

Если провал той или иной проверки несёт в себе чрезвычайно плохие последствия (или значительную вероятность их наступления), лучше её избежать. Даже если вам нечего делать, и вы решили «наудачу» попытаться найти улику с шансом 2 против 2, не помешает заглянуть в памятку сценария, где могут быть эффекты жетонов вроде «–2, при провале положите безысходность на текущий замысел». 

Тратить большое количество усилий (добавлять к проверке карты, тратить ресурсы на разгон навыка) следует только в том случае, если выхлоп от успеха выше, чем затраты. Иногда лучше провалить проверку и попробовать ещё раз следующим действием, чем скинуть половину руки и остаться совершенно без страховки перед грядущими испытаниями.

Конечно, не нужно сидеть с калькулятором или блокнотом и перед каждым вытянутым жетоном считать вероятность успеха. Удовольствие от этого не получит никто, ни вы, ни ваши партнёры. Достаточно мысленно прикинуть, какое значение навыка в данный момент нам необходимо, и если оно нас не устраивает — каким-либо образом попытаться увеличить его. 


В завершение попробуем выделить определенные «лайфхаки», или базовые принципы, позволяющие играть более эффективно.

Как правило, более рационально оставлять в стартовой руке максимально возможное число активов либо карт на поиск этих самых активов (так называемые туторы). Полезность актива напрямую определяется количеством проведенного в игре времени, и чем раньше тот или иной актив войдет в игру, тем, как правило, лучше. События и навыки (за исключением «карт на экономику», дающих дополнительные карты и ресурсы) ситуативны и вряд ли пригодятся вам в начальных раундах, а вот отсутствие ключевого актива может сказаться на вашем темпе. 

Старайтесь максимально эффективно использовать первый раунд. Начало игры — это время, когда ваш сыщик имеет большое количество карт на руке и ресурсов в пуле, а также не обременён нависшими врагами и большим количество ран и ужаса. В большинстве сценариев сыщики начинают игру в одной локации, что позволяет эффективно разыгрывать карты, помогающие партнёрам. Не лишним будет подготовиться к предстоящим угрозам, выложив парочку полезных для вашей роли активов. Форсировать решение задач сценария, пока сыщики к этому не готовы, пожалуй, не стоит. 

Если в вашей колоде остались слабости (особенно слабости-враги или слабости с эффектами в конце раунда) не берите карты последним для вашей группы действием, а также не добавляйте к проходимым во время последнего действия проверкам навыки с неконтролируемым фиксированным взятием карт («Проницательность» — плохо, «Эврика» — хорошо). 

Если в данный момент вашему сыщику абсолютно нечего делать, используйте это время с пользой — добирайте карты, берите ресурсы, по необходимости лечитесь или лечите остальных

Не переоценивайте карты, работающие по принципу: «Добавим +1 к навыку в одной проверке за 1 ресурс», которые разработчики подсовывают нам в базовой коробке («Физическая подготовка», «Постижение магии», «Упорство», и так далее). Данные карты мало того, что требуют ресурсов и действия, чтобы войти в игру, так и будут пожирать наши ресурсы за одноразовый эффект.

Если ваш сыщик не купается в ресурсах, использование подобных карт негативно влияет на темп вашей игры. Обмен ресурсов по более выгодному курсу (например, 1 ресурс на +2 к навыку) или автоматическое восполнение затраченных ресурсов на активе («Физическая подготовка (4)») — уже несколько другой разговор, и подобные карты действительно могут существенно поднять ваш темп. 

Помните, что победный исход в кампании определяется соответствующей записью в журнале: «Сыщики победили в кампании!». Абсолютно не важно, что происходило до этого. Если вы не достигли победного исхода в одном конкретном сценарии (за исключением последнего) — это не катастрофа и не причина перестать играть в эту прекрасную игру. 

Иногда события в игре складываются таким образом, что предвидеть и повлиять на это практически невозможно. Даже полностью экипированный и готовый к любым трудностям сыщик внезапно может оказаться абсолютно беспомощным перед комбинацией случайных факторов (как будто колоду контактов игрокам раздает живой человек). 

В этом случае не стоит расстраиваться и считать себя некомпетентным игроком, просто сегодня Древний особенно пристально следил за вашими успехами и решил вмешаться.


Обсудить материал и задать оставшиеся вопросы можно у нас в чате.

By:


Один комментарий на «“Как побеждать в «Ужасе Аркхэма»”»

Оставьте комментарий