Этот текст не содержит в себе спойлеров сюжета, не описывает детали игровых механик и не даёт «подсказок» по прохождению.
Вы можете смело читать его перед покупкой, если хотите узнать о кампании чуть больше, чем написано на коробке.

Что почитать/посмотреть, чтобы проникнуться атмосферой «Алых ключей»? Каких сыщиков и фоновую музыку взять для прохождения? Во что ещё поиграть, если понравилось? Кликайте по кнопкам ниже, чтобы узнать!
«Алые ключи» — восьмая сюжетная кампания карточного «Ужаса Аркхэма» и последняя для Эмджей Ньюман в роли ведущего дизайнера игры, своего рода magnum opus.
По словам Эмджей, идея совместить масштаб «Древнего ужаса» и механики карточного «Аркхэма» появилась у команды ещё в процессе разработки базовой коробки. Тем не менее, это было невозможно при старом формате распространения игры (подробнее о форматах распространения можно почитать тут).
Звёзды сошлись после завершения работы над циклом «На краю земли». Опробован новый формат, набиты первые шишки, нужно выдать что-то шедевральное напоследок. И нового старшего дизайнера (Джозайя Харрист по прозвищу «Дюк») неплохо было бы ввести в курс дела.
Итогом этого эксперимента стало нечто новаторское, «Ужас Аркхэма» версии 2.0, уникальный игровой опыт, который не оставил игроков равнодушным. Имейте ввиду, под последним имеются ввиду не только положительные, но и отрицательные отзывы! Куда уж без них.

Мы часто видим в чате вопросы в духе: «Стоит ли брать „Ключи“ новичкам в качестве первой или второй кампании?» — нет, пожалуй, не стоит. Новые механики не только держат игроков в тонусе обилием информации на квадратный сантиметр игрового стола, но и временами требуют чуть ли не кандидатской по знанию правил, чтобы правильно разыграть тонкие нюансы.
Ещё одна потенциальная проблема для неопытных сыщиков — уровень сложности самих сценариев. Помимо кусачего мешка (ни в одной кампании ещё не было –5 на лёгком уровне сложности!) от игроков потребуются колоды, которые держат хороший темп и могут обогнать «обратный отсчёт» колоды замыслов. И навык игры такими колодами, конечно же 🙂
Но довольно сгущать краски. Перейдём к плюсам!
Для начала — вас буквально выпускают в открытый мир, и вы сами выбираете, каким будет ваш маршрут в поисках истины. Вы в этом мире не одиноки — так или иначе вам придётся столкнуться со множеством персонажей, принадлежащих к разным тайным обществам.
Каждый из них действует в своих интересах. Возможно, их цели совпадут с вашими. Возможно, нет — решающее слово всегда за вами.

К слову о проработке персонажей — «Ужас Аркхэма» стремился отходить от простеньких одномерных NPC ещё со времён «Забытой эпохи», но столь разнообразного ансамбля детально прописанных личностей в игре ещё не было. Конечно, и у этого есть своя цена… Но о ней позже.
Немного о сценариях. Разработчики всегда стремились делать их максимально разнообразными и подбирать интересные механики и условия достижения победы, но в «Ключах» авторы получили полный карт-бланш и творческую свободу.
Забудьте об условии для победы в духе «Найдите десяток улик и принесите их вот сюда»!
Как насчёт сценария в формате tower-defence игры? Или чего-то вроде moba игры, как Dota 2 или LoL? Или вот — любите битвы с боссами? А как насчёт сценария, в котором нужно победить несколько ложных боссов, чтобы наконец сразиться с настоящим?
А ведь некоторые сценарии ещё нужно найти… Прямо как в квестах-загадках!
Возможно, в этой кампании «Ужас Аркхэма» настолько приблизился к компьютерной игре, насколько это возможно для игры настольной. Некоторые из сценариев «Алых ключей» переосмысливают уже ставшие классикой для «Аркхэма» форматы, но даже в них ощущается наличие свежих идей.
Более того, сценарии не просто проходятся в выбранном игроками порядке, их наполнение может немного меняться в зависимости от принятых по ходу кампании решений. А ещё значение имеет, когда вы попытаетесь пройти тот или иной сценарий — сразу после старта или ближе к концу!

Без недостатков не обошлось, к сожалению. Есть пара мест, в которых страдает баланс, и игра ощущается уж чересчур сложной (или чересчур лёгкой, но такое бывает гораздо реже).
Где-то награда за «успешное» выполнение сценария (или части сценария) может показаться слишком слабой для объёма затраченных усилий. И наоборот — некоторые из «внепространственных артефактов» могут оказаться ощутимо могущественнее, чем другие, что смещает интерес игроков в их сторону.
Бывает и такое, что механики босса идут вразрез с заявленной целью и форматом сценария, заставляя игроков «разрываться» между двумя задачами. Впрочем, возможно, это было осознанное решение разработчиков?..
Но всё это меркнет перед тем, какие ощущения вызывает прохождение этой кампании. Игра словно ломает четвёртую стену (или потолок?), выходит со стола в наш мир и заставляет вас, играющих, между партиями заниматься тем же самым, чем занимаются ваши сыщики в их процессе — добывать крупицы информации и пытаться собрать их в единую картину.

Помимо информации, которую вы получаете в сценариях, что-то вы узнаете, просто путешествуя по миру. Объехать весь мир за одно прохождение не хватит времени — придётся пройти кампанию раза 3-4, чтобы «выпить» её до дна. А ведь ещё есть сборник рассказов «Алые тайны»…
Конечно, этот формат подойдёт не всем. Если вы настраиваетесь на простую и понятную историю вида «в наш мир пришли вот такие гады, у них вот такой Главгад, сейчас мы пройдёмся по сценариям, чтобы всё о них узнать, а потом в финале его задорно запинаем и поймём всё до конца» — ваши ожидания могут не сойтись с реальностью в рамках одного прохождения.
В реальности, чтобы собрать полную картину, вам придётся пройти кампанию несколько раз, принимая разные решения. Внимательно разглядывать изображения на картах. Читать их художественный текст, чтобы раздобыть новые зацепки. Сопоставлять факты из «Алых тайн» с происходящим в сценариях. Возможно, даже разобраться, как добыть вымаранный из досье Организации текст, и немножко подучить язык Внешних…
Такое столкновение со скрытой и непонятной угрозой, перед лицом которой ощущаешь себя совершенно безоружным и неподготовленным к противостоянию — отличный перенос «на стол» впечатлений и ощущений от рассказов Г. Ф. Лавкрафта.
А необходимость провести поистине детективную работу, чтобы просто понять, что здесь вообще происходит, — вполне себе опыт, через который регулярно проходят герои его историй.

Наверно, это можно назвать «нелинейным сюжетом». Ранние кампании «Ужаса Аркхэма» вели вас по сюжету от точки А до точки Б по +/– одному и тому же маршруту. В «Ключах» тоже есть точки А и Б, но что будет происходить между ними — зависит целиком и полностью от вас.
Помимо просадки в целостности повествования у такого подхода есть ещё один минус — нещадно разросшийся объём художественного текста. Помните детально прописанных персонажей? Это достигается за счёт множества монологов, диалогов и описаний различных ситуаций.
Книга сценариев «Алых ключей» состоит из 72 страниц. У книги «Наследия Данвича» их всего 26. Мало того, что вам приходится много читать до и после прохождения сценария, иногда игра будет бомбардировать вас страницами текста даже между ними, пока вы добираетесь до очередной точки назначения.
История, рассказанная в «Алых ключах», поднимает огромное множество тем. Гораздо больше, чем в любой из предыдущих кампаний. Разнообразие персонажей превращает каждый сценарий в этакую историю-в-себе, из-за чего кампания в целом ощущается как антология из множества под-историй, связанных единым сеттингом.
Здесь нашлось место размышлению о силе любви, которая может преодолеть даже смерть; вопросам самоидентификации и самоназвания; боли и отчаянию «маленького человека», перемолотого жерновами корпоративных интересов; жажде власти и природе самообмана, которому предаются жаждущие. Но центральная тема, которая связывает всё это воедино — экзистенциальный ужас.
Да, тема экзистенциального ужаса уже поднималась в «Нарушенном круге», но здесь Эмджей удалось подойти к ней с другой стороны и подсветить не столько страх смерти, сколько страх исчезновения.

Что если в один момент, по велению непознаваемой и непреодолимой силы, я просто исчезну, и все воспоминания обо мне, даже у самых близких мне людей, растаят без следа? Не самая приятная мысль, если есть основания предполагать, что такое может произойти.
Но есть кое-что похуже — а вдруг на месте меня-исчезнувшего появится я-но-не-я? Нечто невыразимо ужасное, что лишь прикидывается мной?
Что если оно займёт моё место, но этого никто не поймёт? Никогда ещё «Ужас Аркхэма» не приближался так близко к Достоевскому.
Вышеупомянутый вопрос регулярно находит поддержку в механиках, которыми игра атакует вас по ходу сценария. Ни ваша колода, ни рука, ни игровая зона — никто и ничто не может чувствовать себя в безопасности.
Иногда игра может внезапно отобрать у вас самый нужный в данный момент инструмент. Этот приём словно выворачивает наизнанку концепцию «ненадёжного рассказчика», превращая её в… «ненадёжную реальность»?
Взаимодействие с врагами в тени — ещё одна революционная механика. Легко одолеть врага с помощью пистолета или заклинания, когда он маячит прямо у тебя перед носом! Проблемы начинаются, если для этого его нужно сначала найти и разоблачить… Настоящая шпионская история.

Вдохновившись масштабом «Древнего ужаса» и историями о тайных обществах и могущественных артефактах, «Алые ключи» напускают густую, тягучую атмосферу шпионского триллера. Путешествуя по миру, вы посетите пару десятков разнообразных локаций и в полной мере ощутите на себе тяготы жизни тайного агента.
Вопрос доверия будет стоять остро. Достоин ли его первый встречный? Ведь он может оказаться как союзником, так и беспринципным негодяем. И вообще — а вдруг таковым негодяем окажетесь вы?
Спасти мир — непростая цель, и не всегда можно достичь её, не запачкав руки.
Будь то шумный рынок в Стамбуле, набитый веселящимися людьми бар в Гаване или промозглые пустоши Аляски — везде придётся сделать выбор. Кому верить. Кого спасти. Кому вынести приговор. И самое главное — куда отправиться дальше.
Заселяясь в очередной отель и пряча в вентиляцию папку с секретными документами, будьте осторожны. Такая жизнь может прийтись вам по вкусу, и вы увязнете в интригах навсегда.

Алые ключи. Кампания
Наш обзор
Playdice
ИГРОПОЛКа: Обзор, Тайное послание
bGeek.ru






