Как собрать колоду для карточного «Ужаса Аркхэма»

В отличие от остальных игр вселенной Arkham Files карточный «Ужас Аркхэма» — колодостроительная игра, а значит перед началом партии вам придётся потратить какое-то время на сбор колоды своему сыщику.

Если вы только купили базовую коробку и осваиваетесь с правилами, особого выбора у вас нет, и играть придётся рекомендованными в буклете «Правила» колодами — из-за недостаточного количества карт собрать другие у вас просто не получится.

Зато когда ваша коллекция уже разрослась до нескольких циклов, вы, напротив, можете столкнуться с параличом выбора.

Вот карточка вашего сыщика, вот гора карт, которые он может взять… Как выделить из них тридцать нужных? Как понять, какие нужны, а какие нет?

Давайте поговорим об этом.

Первый шаг к сбору работающей и стабильной колоды — купить побольше дополнений, чтобы иметь доступ ко всему пулу карт определиться с числом играющих и ролью вашего сыщика в команде.

Это очень важно, потому что ваша колода должна быть сконцентрирована вокруг определённой цели, которую вы будете преследовать в сценарии. Если вы планируете быть бойцом — вам нужна колода с уклоном в одно, если искателем улик — в другое.

Подробнее о роли сыщика в команде можно почитать в нашем Telegram-канале по ссылке.

Допустим, с ролью определились, как же теперь выбрать нужные для неё карты?

Для начала предлагаю выделить 4 категории карт:

  • Карты для выполнения основной задачи (в соответствии с вашей ролью)
  • Карты для карточной и/или ресурсной экономики
  • Карты для выживания
  • Карты, дающие бонус к навыкам

Карты для выполнения основной задачи

В зависимости от выбранной роли карты, входящие в эту категорию, могут очень сильно отличаться.

Бойцу важно контролировать врагов, т.е. не давать врагам «пригвоздить» партнёров. А чтобы успешно бороться с врагами, в большинстве случаев нужно их побеждать. Следовательно, вам нужно оружие, причём обязательно наносящее хотя бы 2 раны за 1 действие.

Да, начиная с «Забытой эпохи» в КУА появился архетип «уходятла», то есть сыщика, контролирующего врагов с помощью многократно повторяемого ухода.

Эта статья предназначена для новичков в колодостроении, поэтому пока что оставим «уходятлов» за скобками. Однако это очень интересный архетип, о котором мы обязательно поговорим позже!

Искателю нужно стабильно находить улики в больших количествах. Следовательно, чтобы не отстать от колоды замыслов по темпу, нужно либо находить хотя бы 2 улики за 1 действие (не в каждом исследовании, но чем чаще, тем лучше), либо тратить максимум действий на исследования и не отвлекаться на врагов и всё остальное.

Флексу нужно и то, и другое, но не в таких количествах, как бойцу-специалисту или искателю-специалисту.

Саппорт — самая сложная для категоризации роль, потому что вы можете помогать своей команде множеством разных способов, не включающих в себя прямую конфронтацию с врагами или личный поиск улик. Для простоты понимания пока что оставим эту роль за скобками.

Карты на экономику

Экономика в карточном «Ужасе Аркхэма» может иметь множество обличий. Это и ресурсная экономика, и карточная, и экономика действий, и даже экономика зарядов/запасов/патронов/тайн, если вы делаете ставку на многоразовые активы.

Начнём с ресурсов. Большинство карт в «Ужасе Аркхэма» имеет ненулевую цену розыгрыша в ресурсах. На старте игры вам даётся 5 ресурсов, затем ещё по одному каждый раунд.

В среднем игра продолжается 10-15 раундов, следовательно, в общем случае за игру вы сможете потратить минимум 15-20 ресурсов. Для большинства колод этого недостаточно.

Кроме того, ресурсы обычно важнее всего на старте сценария, когда вам надо разыграть все нужные карты, ближе к концовке их ценность близится к нулю (исключение — дорогостоящие события, которые характерны далеко не для всех колод).

С картами та же ситуация — вы получаете 5 на старте и безусловно добираете по одной каждый раунд. Без дополнительного добора за сценарий вы увидите лишь примерно половину своей колоды. Это весьма обидно, ведь мы кладём карты в колоду, чтобы использовать их, верно?

Конечно, вы можете тратить действия, чтобы брать дополнительные карты и ресурсы, но ни то, ни другое не поможет вам достичь главной цели сценария, а значит, вы безбожно отстанете по темпу.

Ценность одного действия гораздо выше, чем одной карты или одного ресурса. Можно сказать, что в игре есть устоявшееся соотношения ценности «1 действие ≈ 2 ресурса».

Поэтому в целом лучше не брать карты и ресурсы по одной штуке через базовые действия. Вместо этого лучше играть карты, позволяющие взять несколько карт или ресурсов в обмен на одно действие. Их-то мы и назовём картами для карточной и/или ресурсной экономики.

Экономика действий и экономика зарядов, на мой взгляд, — темы для продвинутого колодостроения, поэтому в данном материале предлагаю их для простоты восприятия опустить.

Пока что просто запомните, что 1 действие ценнее 1 карты, а 1 карта ценнее 1 ресурса. Следовательно, действия — самый ценный ресурс в игре. А «Лео де Лука» — один из сильнейших союзников, ведь он окупает себя всего за 4 раунда и прикрывает нас по ранам и ужасу!

Кроме того, в игре есть карты, позволяющие искать в колоде другие карты, например, «Библиотекарь-консультант».

Для простоты понимания в этой статье я их отношу к категории карточной экономики, потому что они в первую очередь дают игроку новые карты. Возможность выбрать нужную — приятный бонус, который повышает стабильность колоды!

О поиске и «фильтрованном взятии» (это когда «посмотрите Х верхних карт своей колоды, выберите одну и возьмите») мы ещё поговорим позже.

Карты для выживания

Помимо безостановочно тикающего обратного отсчёта (колода замыслов) игра частенько угрожает вам напрямую — пытается победить вашего сыщика, нанося ему раны и ужас с помощью эффектов напастей.

Враги тоже не дураки накинуть сыщику ран/ужаса. Именно поэтому важно иметь в колоде карты, которые позволят вам выжить и дотянуть до момента выполнения цели сценария.

В эту категорию входят очень разнообразные карты — например, активы со значениями здоровья и рассудка, на которые вы можете назначать ненаправленные раны и ужас.

Также сюда можно отнести карты на лечение и отмену/игнорирование эффектов напастей и врагов. А ещё бывают карты, взаимодействующие с колодой контактов и позволяющие «подсластить пилюлю» фазы мифа!

Карты, дающие бонус к навыкам

Проверки навыка — краеугольный камень игрового процесса «Ужаса Аркхэма».

Базовые значения навыков сыщика, конечно, могут помочь вам пройти какое-то количество проверок… Но чтобы не терять темп, лучше «разгонять» свои профильные навыки, то есть добавлять к ним различные бонусы — так вы максимизируете шансы на успех в проверке.

В эту категорию можно отнести как активы, дающие постоянный бонус, так и карты типа «навык», которые можно добавлять к проверке.

В целом к проверке можно добавлять любые карты, не только навыки. Подробнее о добавлении карт к проверкам в нашем Telegram-канале по ссылке.

А теперь — самое приятное. Если вы уже хотя бы немного знакомы с картами игроков, скорее всего, вы уже заметили, что почти все из них относятся к нескольким категориям одновременно.

Тот же «Пистолет 45-го калибра». Для бойца это в первую очередь карта под основную задачу, ведь она позволяет поменять 1 действие на 2 раны.

Но в процессе «Пистолет» даёт вам +1 к силе — а значит, это также и карта с бонусом к навыку!

Или вот «Патрульный». Даёт бонус к навыку, позволяет нанести рану без проверки (меняем 0 действий на 1 рану — хороший темп!) и может впитать для вас 2 раны и 2 ужаса.

Получается, «Патрульный» будучи одной картой закрывает аж три категории! Теперь понимаете, почему «Патрульный» (2) — один из сильнейших союзников в игре?

Попробуйте разложить перед собой карты из базовой коробки и прикинуть, к каким категориям относится каждая из них. Теперь, когда вы знаете роль своего сыщика, вам легко будет понять, какие из них вам нужны, а какие — не очень!

Скорее всего, здесь вы ожидаете, что я перейду к практическим советам в духе «А теперь положите в колоду 70% карт из первой категории и по 10% карт из каждой из оставшихся категорий, и игра будет повержена» или, например, «Обязательно кладите в каждую колоду карту Х, и игра будет повержена».

К сожалению или к счастью, «Ужас Аркхэма» — намного более сложная и многослойная игра, чтобы вопрос победы в ней (или хотя бы успешного сбора хорошей колоды) сводился к примитивной формуле с парой переменных.

С осторожностью можно сделать вывод, что чем больше категорий покрывает карта — тем она сильнее.

Это не универсальное правило, на него указывают союзники вроде «Патрульного» или «Доктора Милана Кристофера», которые закрывают по три категории и по совместительству до сих пор возглавляют все топы союзников.

Однако, бывают и очень сильные карты, закрывающие только две («Мощный удар», «Дедукция») и даже всего одну категорию («Защитная магия»). И это всё ещё кандидаты «по умолчанию» в любую колоду!


Итак, дать универсальное процентное соотношение невозможно. Зачем мы в таком случае выделяли эти категории?

В первую очередь, чтобы вы, собирая себе колоду, могли себе чётко ответить, зачем вы берёте ту или иную карту.

Допустим, вы собираете колоду Роланду под роль основного бойца.

«Мачете»? Отлично, закрывает 2 категории, одна из которых — «моя основная задача». Подходит, берём!

«Дедукция»? Под основную задачу не подходит, попадает в категорию «бонус к навыку», но навыком «интеллект» мы пользоваться не планируем… Не берём!

Во-вторых, понимание категорий карт помогает с финальным ревью колоды после её сбора. Иногда полезно взглянуть на результат своих трудов и оценить его с точки зрения категорий карт.

Собрали колоду, но в ней совсем нет карт на ресурсную экономику? Либо вы играете от «Тёмной лошадки» и знаете, что делаете, либо у вас с такой колодой могут возникнуть проблемы. Особенно если при этом в ней много дорогих карт!

Собрали колоду, но в ней совсем нет карт на выживание? Опять же, либо вы знаете, что делаете, и в вашей команде есть Диана Стенли и/или кто-то из сладкой парочки «Винсент и Кэролин», либо дотянуть до конца сценария будет проблематично.

Конечно, одного распределения по категориям и отсева ненужных карт недостаточно для сбора рабочей колоды. Что же ещё в таком случае можно посоветовать начинающему колодостроителю?

Собирайте колоду, держа в уме вашу основную задачу. Не распыляйтесь!

Не стоит пытаться собрать колоду, которая закроет буквально все возможные роли на максимум. Выбрав сыщика, определитесь с его ролью и задачей. Собирайте колоду, отталкиваясь от них.

Да, есть такая роль как флекс. Да, есть соло-игра (когда в группе всего один сыщик — вы). Но это особые звери, и мы поговорим о них позже, в следующих материалах.

Играйте от сильных сторон своего сыщика

Конечно, слабые стороны вашего сыщика нужно как-то компенсировать, но строить центральный механизм колоды всё же лучше вокруг сильных.

У вашего сыщика 1 интеллекта и 5 силы? Имеет смысл собирать его в бойца, а не искателя. И наоборот — сыщик с 1 силы вряд ли станет основным бойцом в группе.

Чуть менее абстрактные примеры?

Ваш сыщик получает улику каждый раз, когда побеждает врага? Добавьте в колоду средства борьбы с врагами и средства для поиска врагов в колоде контактов — он будет рад!

Ваш сыщик получает 1 дополнительные действие раз в раунд, но потратить его можно только на активацию актива-книги? Добавьте в колоду несколько интересных карт с чертой книга и увидите, какой бешеный темп это позволит вам набрать!

Ваша колода должна держать хороший темп

Чем бы вы ни планировали заниматься (бороться с врагами, искать улики или ненавязчиво помогать товарищам), вам нужны карты, которые позволяют делать это в хорошем темпе.

Оружие? Только то, что наносит минимум 2 раны в обмен на действие (прости, «Траншейный нож»!).

Поиск улик? Без компрессии действий не обойтись, 100% нужны карты, меняющие минимум 2 улики на действие или позволяющие находить улику без траты действия (отличный пример карты, дающей темп искателю — «Сработавшее предчувствие»).

Лечение? Лучше бы менять вылечивание хотя бы 2 ран и/или ужаса на 1 действие.

И так далее.

Ваша колода должна быть стабильной

Не стесняйтесь класть в колоду по два экземпляра карт, которые вам железно нужно увидеть на старте.

Если не хотите или не можете, попробуйте заложить хорошую карточную экономику, чтобы прокрутить свою колоду как можно быстрее и получить всё, что нужно. Либо возьмите карты на поиск по всей колоде.

Но если вы начинающий колодостроитель, как будто бы проще всего просто положить нужное количество карт нужного типа.

Если вы сейчас задаётесь вопросом «А как я положу в колоду два экземпляра „Доктора Милана Кристофера“, если в базовой коробке такая карта всего одна» — поздравляю, вы только что открыли для себя дилемму второй базы!

Подробнее о ней можно прочесть в заключительном разделе нашего материала о видах дополнений к карточному «Ужасу Аркхэма».

Не борщите со стабильностью, иначе колода «засорится»

Если вы — основной боец своей группы, вам позарез нужно оружие на стартовой руке. Если у вас в колоде всего 1 карта-оружие, вы вряд ли увидите её… Вообще когда-либо.

Если же у вас в колоде будет 20 карт-оружия… Что ж, на стартовой руке оно определённо будет. И даже не в одном экземпляре.

Однако, когда вы уже сыграете его и решите свою проблему, новые и новые взятия карт из колоды будут приносить вам новые экземпляры оружия… которые вам уже не нужны.

Выдерживать баланс между стабильностью и засорением — тонкое искусство, чувствовать которое можно научиться только с опытом.

Пока что же можете свериться с нашей табличкой «Вероятность получить оружие в стартовой руке в зависимости от количества экземпляров в колоде» — возможно, она подскажет вам нужное направление.

Не забывайте про ресурсную экономику

Даже если половину вашей колоды составляют карты под основную задачу, и вы 100% получите на старте то, что вам нужно, вам нужно будет разыграть всё это добро — а значит, оплатить их стоимость в ресурсах.

Подумайте, как именно вы будете тратиться. Вам нужно много ресурсов разом на старте? Или по чуть-чуть, но каждый ход, вдобавок к бесплатному ресурсу в передышке?

Оттолкнувшись от этого, выберите нужные карты на экономику.

Не стоит недооценивать колоду контактов

Иногда просто дожить до финала сложнее, чем достичь цели сценария. Выживание группы зачастую выносится на повестку всей группе, а не каждому сыщику по отдельности.

Посмотрите на свои значения воли и ловкости. Обычно напасти с проверкой воли бьют по рассудку, а напасти с проверкой ловкости — по здоровью.

Ваши базовая воля и ловкость позволят вам комфортно дотянуть до конца сценария? Если нет — либо прикрывайте себя сами, добавляя нужные карты в колоду, либо договаривайтесь с партнёрами и выделяйте сыщика на роль саппорта, чтоб было кому лечить товарищей.

Распределение 12-10-8 как точка старта

Помните, я говорил, что нет готовых формул, и всё такое? Прошу прощения, немножечко слукавил.

На ранних этапах жизни игры сообщество пришло к схеме «12 активов / 10 событий / 8 навыков» в качестве скелета стандартной колоды для сыщиков, которые берут в колоду 30 карт.

Безусловно, совет этот совсем не универсальный, и уже в цикле «Путь в Каркозу» появились сыщики, которым эта схема совсем не подходит.

Однако, если вы только приобрели базовую коробку и свой первый цикл (скорее всего, «Наследие Данвича») — начать со схемы 12-10-8 может быть неплохим решением.

Тем не менее, …

Следите за слотами

Помните же, что у каждого сыщика по умолчанию есть по два слота рук и магических слота и по одному слоту аксессуара, одежды, союзника и таро?

Так вот, следите за тем, чтобы не борщить с добавлением горы карт в один слот.

Если у вас в колоде 20 карт на слот руки — скорее всего, 18 из них будут абсолютно бесполезны (как минимум какое-то время), ведь вы не сможете их разыграть (сразу)!

Начните с базовых ролей — чистый боец или чистый искатель

«Ужас Аркхэма» может похвастаться широким спектром сыщиков и их потенциальных ролей в разных командах.

Если вы только начинаете учиться колодостроению — попробуйте собрать чистого бойца или чистого искателя, потому что это самые простые в колодостроении и освоении роли.

Если у вас уже большой пул карт — велик соблазн попробовать собрать какого-нибудь флекса с уникальной способностью (Зефина, Престон, Амина…), однако это уже задачки продвинутого уровня.

Начинать всегда проще с азов 🙂


Скорее всего эта статья не закрыла и половины вопросов, которые возникают у начинающих игроков, пробующих собирать свои колоды.

Увы, такова природа колодостроения! Это скорее искусство, нежели точная наука, и закрыть все нюансы одним материалом просто невозможно.

Но не переживайте. Во-первых, мы планируем продолжать писать и делать видео на эту тему. В будущих работах вы получите менее абстрактные и более близкие к практике советы.

Во-вторых, поискать готовые колоды всегда можно на сайте https://arkhamdb.com/. Если читаете по-английски, ко многим из них добавлены исчерпывающие инструкции по пилотированию!

В-третьих, есть наш чат и ветка «Колодостроение». В ней вам всегда готовы дать парочку советов по вашей колоде или помочь с её сбором.

Удачного колодостроения!


На нашем YouTube-канале вы можете найти видео и целые плейлисты, посвящённые колодостроению. Подписывайтесь, чтобы не пропускать новинки!

By:


Один комментарий на «“Как собрать колоду для карточного «Ужаса Аркхэма»”»

  1. Хотелось бы конечно большей конкретики по активам и слотам, итак понятно, что 20 оружий это перебор. А усредненное значение есть? Скажем не более 4 оружий и 3 союзников

    Нравится

Оставьте комментарий