Cover art: Igancio Bazán Lazcano
Мы уже разбирали самую суть карточного «Ужаса Аркхэма» (для только размышляющих о покупке) и всё многообразие его дополнений (для уже нырнувших в омут с головой).
Этот же материал предназначен для тех, кого заинтересовало тонкое искусство создания колод. С его помощью вы поймёте, как работают сыщики и под какие цели дизайнились карты базовой коробки.
Если же вы только делаете свои первые шаги по лавкрафтовскому Аркхэму, эта статья не только объяснит вам механику работы карт, но и даст множество подсказок по базовым правилам игры.

Оглавление
Сыщики

Роланд Бэнкс
Роль (что это?)
Боец, флекс
Колодостроение
Полный доступ к
позволяет взять самое мощное оружие в игре, улучшить его и насыпать сверху дополнительных патронов. Ценно, если исполнять роль главного (или единственного) бойца в команде.
Доступ к
0-2 может дать неплохие опции по добору карт и ресурсной экономике. Также, вкупе со способностью сыщика,
позволяет собрать сыщика в ещё более эффективного флекса.
Личные особенности и тактика
Очень сильная способность, вознаграждает нас за выполнение одной из двух основных задач в игре (контроль врагов) автоматическим выполнением второй (поиск улик). Бесплатные
без проверок — всегда ценно, особенно на высоких уровнях сложности.
Лучше стараться заканчивать ход в локации с
, чтобы максимизировать пользу от личной способности в случае выхода врага в фазе Мифа (к этому подталкивает и эффект
). Имеет смысл брать в колоду карты на поиск врагов в колоде контактов / забирание врагов с других сыщиков (как Роланду, так и партнёрам по команде).
Среднее значение
и низкий рассудок — стоит «прикрыть» голову картами на лечение
или активами, которые могут лишний
впитать — обратите внимание на «одноразовых»
союзников, дающих бонус только при входе в игру.
Персональная карта — оружие, экономит слот в колоде (можно брать на один экземпляр оружия меньше, чем другим хранителям).
Персональная слабость больно кусается (подробнее о слабости) — лучше не получать ментальные травмы при базовом рассудке 5. Можно подумать о картах, «роняющих»
на свою локацию в обмен на бонусы, либо заменить персональные карты на книжные (что это?)
Дружелюбность к новичкам
Подходящий вариант для знакомства с игрой. Простые и понятные колодостроение и способность делают Роланда отличном проводником в мир «Ужаса Аркхэма». Единственная оговорка — не забывайте о низком рассудке и будьте готовы к получению
.

Дейзи Уокер
Роль (что это?)
Искатель, саппорт
Колодостроение
Полный доступ к
позволяет собрать любой из существующих архетипов классического искателя, от «большой руки» (бонусы за количество карт на руке) до «сброса»
(ронять
в свою локацию в обмен на плюшки).
Главное — выбрать подходящие книги с
активируемым свойством.
(Кстати, вы же знаете, что книга — это черта? Подробнее о том, как работают черты.)
Доступ к
0-2 даёт опции для поддержки основного движка, защиты себя и партнёров и подзарядки активов тайнами и зарядами.
Личные особенности и тактика
предлагает игрокам большой выбор карт на поиск карт в целом и книг в частности, чем Дейзи может воспользоваться, чтобы найти себе и партнёрам нужные карты.
Как только находим и выставляем книгу, получаем дополнительное действие каждый ход, что невероятно увеличивает наш темп. Посему игровой процесс Дейзи во многом строится вокруг поиска и других взаимодействий с картами с чертой книга.
Высокий базовый
позволяет искать
без подготовки либо с минимумом бонусов, а высокий рассудок — впитывать
от напастей и личной слабости.
Значение здоровья низкое — стоит подстраховаться союзниками и/или защитными событиями
. Имеет смысл увеличивать количество слотов союзников для дополнительной защиты.
Хороший эффект
, дающий пассивный добор карт.
Персональная карта добавляет слоты для книг. Не представляет большого интереса в базе, а вот продвинутая версия (что это?) делает книги быстрыми.
Персональная слабость превращает
в
, что зачастую не является большой проблемой. Гораздо страшнее продвинутая версия, заменяющая
на сразу три жетона (
,
и
).
Дружелюбность к новичкам
Подходящий вариант для знакомства с игрой. Простые и понятные колодостроение и способность делают Дейзи отличном проводником в мир «Ужаса Аркхэма». Главное — как можно скорее найти нужную книгу и иметь «щит» по здоровью.

Скат О’Тул
Роль (что это?)
Флекс, боец
Колодостроение
Полный доступ к
позволяет собрать колоду под любую задачу, но традиционно лучше всего
сыщики умеют «всё и по чуть-чуть».
Ловкачи обычно самый богатый класс, однако Скат — не лучший выбор для архетипа «big money», он предпочитает тратить ресурсы (например, на свою способность или на свою слабость).
Доступ к
0-2 даёт Скату больше инструментов для роли бойца (оружие, раны без проверок, бонусы к
, больше патронов и лечение ран), поэтому его позиция на спектре «флекса» обычно чуть ближе к «бойцовому» краю.
Личные особенности и тактика
Хорошая способность, напрямую синергирующая с эффектом
и классом сыщика. Действия — самый дорогой ресурс в игре, и иметь всегда доступный инструмент для их генерации очень полезно.
Хорошее значение
и доступные
инструменты для её разгона позволяют при необходимости контролировать врагов через уход. Доступ к
же помогает эффективнее биться с врагами.
Но нужно помнить, что 3
— низкое значение для основного бойца, поэтому придётся либо обвешаться бонусами (карты
в помощь), либо искать альтернативные способы проходить проверки (
карты в помощь).
Ахиллесова пята Ската — низкая
и рассудок ниже среднего. Чем меньше ваш кардпул — тем меньше у вас инструментов для эффективного лечения рассудка.
Смиритесь с тем, что провалите большинство проверок
, просите партнёров помогать с фазой Мифа и не забывайте «прикрываться» союзниками.
Персональная карта практически всегда абсолютно бесполезна, что компенсируется не самой страшной слабостью: она не наносит ран/ужаса/травм. Кроме того, как и в случае со слабостью Роланда, справиться с ней могут помочь другие игроки.
Дружелюбность к новичкам
сыщики обычно не рекомендуются для знакомства с игрой ввиду нетипичной тактики.
Тем не менее, Скат вполне может исполнить в вашей группе роль основного или вспомогательного бойца, что сделает его управление чуть более понятным для новичков.

Агнес Бейкер
Роль (что это?)
Флекс, боец
Колодостроение
Привычный доступ к картам
0–5 разбавляется очень приятными
картами 0–2 уровня. У красных мы найдём универсальные карты для игры от провалов (или их предотвращения), крайне полезного союзника и многое другое.
Как и большинство мистиков, Агнес можно собрать под любые задачи. Но способность, наносящая раны без проверок, намекает нам, что лучше всего официантка будет чувствовать себя в роли бойца или в гибриде «боец + что-то».
Собрав карты под выбранную роль, не забудьте добавить лечение рассудка / впитывание
, чтобы не оказаться в Гиперборее раньше времени.
Личные особенности и тактика
Очень сильный сыщик с 5
и великолепной способностью. Картину чуть портит весьма болезненная слабость, но тот темп, что показывает Бейкер, без особых трудностей перекроет лишнюю безысходность.
В общем, перед нами один из сильнейших сыщиков в игре — разгоняем
до космических значений и играем от этого показателя.
Главный момент в пилотировании — выдерживать разумный баланс между безопасностью и получением
. Если в вашей локации нет врагов — стараемся отдавать
в активы, которые мы заранее подготовили.
При желании можно попробовать отыграть от сигнатурной слабости, попытавшись различными трюками подглядеть её в колоде и сбросить до того, как она попадёт на руку.
Дружелюбность к новичкам
В полном соответствии со своей предысторией Агнес дружелюбно встретит игроков, решившихся поиграть мистиком, и проводит их к настоящему могуществу.

Венди Адамс
Роль (что это?)
Флекс
Колодостроение
Полный доступ к
даёт много хороших событий. Классическая Венди не склонна играть от провалов, как это бывает модно у
(хотя и при желании можно собрать её и так).
0–2
— это ещё больше полезных событий и решение проблем с ресурсами (у Венди их обычно не очень много, поэтому она ценит недорогие карты) и добором карт.
Личные особенности и тактика
Способность и «Амулет» прямо указывают на самую эффективную сборку Венди — игра от событий.
Не сразу очевидно, но «Амулет» помогает вам и пассивно: он «прячет» карты от слабости обратно в колоду. Кроме того, на него полностью завязан эффект
.
Способность Венди уникальна и невероятно сильна. Однако, чтобы пользоваться ей регулярно, вам нужен добор карт. Но чем больше карт вы сбрасываете — тем страшнее вам взять слабость Венди.
У Венди хорошие значения
и
, поэтому напастей можно не бояться «из коробки». Среднее значение
и способность позволяют без дополнительных усилией пылесосить
в не очень сложных локациях.
Игре сложнее «связать» Венди врагами, чем других сыщиков, потому что она убивает их не оружием, а событиями, и хорошо справляется с уходом.
Венди отлично подходит для соло-игры. В соло Венди может не переживать из-за боя сверх меры, потому что вы возьмёте за игру меньше контактов и встретите меньше врагов. Нужно только добавить способы управляться с боссами, ведь без этого некоторые сценарии не пройти.
В группе же лучше всего сосредоточиться на гибкой роли флекса, а профилировать более заточенных под специализацию сыщиков.
Дружелюбность к новичкам
Обычно флексы чуть сложнее для понимания, поэтому переходить к игре за Венди рекомендуем не сразу. Однако простое колодостроение и понятная способность могут помочь распробовать эту роль.
Карты

Карты хранителей 
Набор карт
вполне доступно объясняет нам, зачем этот класс нужен в игре.
В терминологии компьютерных игр существуют архетипы ДД (damage dealer, с англ. «наносящий раны») и «танк» (игрок, широкой грудью закрывающий друзей и принимающий атаки врагов на себя).
Обычно роль бойца в «Ужасе Аркхэма» сочетает в себе оба этих архетипа в той или иной пропорции.
А
, главным бойцам в игре… Как говорится, и карты в руки 😁
В первую очередь, оружие. Обратите внимание: всё оружие в базовой коробке может наносить по 
за атаку, иногда с доп. условиями, но всё же.
С чего вдруг в Данвиче, Каркозе и Эпохе авторы игры решили давать нам вместо оружия дубинки и траншейные ножи? Загадка…
Но вернёмся к базе:
«Мачете» получилось настолько сильным, что долгое время доминировало в кардпуле, будучи де-факто оружием «по умолчанию».
На какое-то время оно даже попало в список табу и стоило сначала 2, а потом 1 опыта!
«Пистолет 45-го калибра» — дороговато по
(особенно для такого некогда бедного класса, как
), но тоже хорошо: 
за выстрел — это очень важно.
«Дробовик» — первая «большая пушка» в игре и, признаемся честно, не самая надёжная в плане предсказуемости количества наносимых
, да и патронов маловато.
(Кстати, вы же знаете, что выстрелы из оружия и в целом бой с активов не вызывает внеочередных атак? А что с двух рук стрелять нельзя?)
Как основное оружия для будущих кампаний «Дробовик» вам вряд ли понравится, но для прохождения «Ночи фанатички» (особенно 3-го сценария) это неплохой вариант.
Далее, союзники.
«Патрульный» — это проактивный вариант, буст рабочего навыка и нанесение раны по своей воле (скорее ДД). Очень хороший союзник (особенно улучшенный, это вообще один из сильнейших союзников в игре).
«Сторожевой пёс» — это реактивный вариант, нанесение раны в ответ на атаку по вам (скорее танк).
Но не только союзники позволяют нам смещать концепт колоды ближе к одному или другому архетипу.
Для ДД у нас есть «Мощный удар» (по сей день один из топ-3 навыков для бойца) и «Взрыв динамита» (очень дорого, но эффективно).
Для танка — возможность избегать атак врагов с помощью «Уклонения» и лечения последствий пропущенных атак через «Первую помощь».
Игра с самого начала предлагает нам собирать бойцов с ноткой флекса: Роланд Бэнкс и так находит по
за каждого побеждённого врага, но с помощью «Доказательств!» найдёт чуть больше.
Класс
печально известен не самым крепким рассудком, поэтому нам дают статбустер («Физическая подготовка») не только для основного навыка (
), но и для
— обычно проверяющие именно этот навык напасти пытаются «дать по мозгам».
Статбустеры из базы — не самые лучшие карты, они дороговаты (особенно для
) и подсаживают ваш темп… Но для начинающих игроков это простые и понятные инструменты.
Дать бонус к
может и «Полицеский значок» (обратите внимание на отстутствие черты Полиция, он что, поддельный?)
Интересно, что
обычно не занимаются генерацией доп. действий, этим знамениты
…
Быть может, значок оказался здесь ради Ската О’Тула, потому-то он и поддельный? Хотя на самом деле больше всех значок любит Уильям Йорик — значит, театральный реквизит? 😄
Наконец, «Запасные патроны» прямо напрашивались в этом наборе — и пистолет, и дробовик очень дорогие, хотелось бы как-то продлить им жизнь без необходимости играть новую копию за полную стоимость.
Иначе
на союзника может и не хватить!

Карты искателей 
Этот набор вполне прямолинеен и однозначен. Игра ставит перед вами 2 задачи: искать
и не сдохнуть в процессе.
Под первое вам выдаётся пара инструментов для прокачки
: «Лупа» уровней 0 и 1, легенда всея Аркхэма «Доктор Милан Кристофер» и «Обострённое внимание».
Последние две карты представляют собой пример идеальной синергии —
от Милана вы можете инвестировать в свой
, а высокий
позволяет успешно проходить проверки и получать ещё больше
от Милана.
Пухляш вышел настолько сильным, что долгие годы доминировал над остальными союзниками в колодах
и попал в первый список табу.
Кроме буста
искатели получили пару инструментов для буста темпа — это «Дедукция» и «Сработавшее предчувствие». Это очень сильные карты, доминирующие в кардпуле по сей день.
«Дедукция» — до сих пор один из лучших навыков
. «Предчувствие» с тех пор нашло своё место в колодах многих сыщиков, синергируя с их способностями или другими картами (черта интуиции тоже пришлась кстати).
Теперь о «не сдохнуть». Обычно у
не самое крепкое здоровье, поэтому в фазу мифа им страшнее всего напасти, проверяющие
.
Тут вам снова поможет «Обострённое внимание» и
от Милана — как же всё-таки логично получается, правда?
Кроме того, подлечиться в перерывах от поиска
позволит «Медицинский справочник».
Если же фаза мифа подарила вам врага, а боец где-то прохлаждается, вы можете использовать «Разум сильнее плоти» или… всё то же «Обострённое внимание», чтобы разобраться с ним самостоятельно (то есть слинять, сверкая пятками).
Никогда ещё так не рекламировал статбустер из базы, но благодаря
от Милана (особенно без табу) эта карта с лихвой компенсирует просадку по темпу. Но это скорее исключение, чем правило для подобного типа карт.
Кроме того, для борьбы с врагами искателям выдали «Диск Ицамны» и «Баррикаду», но… Эти опции вышли не особо гибкими.
Диск очень дорого стоит и в
, и в опыте, хотя даёт эффект, схожий с уходом. Да, вы сбросите врага, но если вы уйдёте от не-Охотника, это почти равносильно сбросу — просто идёте дальше по своим делам.
«Баррикада» же почему-то не мешает врагам сваливаться вам на голову. Ладно, допустим, для этого нам дали «Диск Ицамны», но… Мы ведь не будем сидеть всю игру в одной локации, верно?
В общем, это очень ситуативные карты с узким окном применения.
Отдельная категория карт в этом наборе называется «под Дейзи». На мой взгляд, выдав ей дополнительное
на активации книг, дизайнеры загнали себя в ловушку на самом старте.
Теперь любая книга с активацией
должна быть достаточно хороша, чтобы не сильно ронять темп другим искателям, но в то же время не то чтобы ПРЯМО ОЧЕНЬ хороша, иначе Дейзи будет с ней слишком сильной.
«Медицинский справочник» — отличный пример неудачного баланса. Одна
в обмен на
(ещё и с проверкой) не сильно замедлит Дейзи, но для всех остальных это просто торпеда под киль темпу (и огромный риск из-за проверки!)
«Старинная книга знаний» вообще считается второй персональной картой Дейзи, потому что фильтрованное взятие (посмотрите Х карт и выберите любую) — мощнейший эффект, позволяющий избегать сюрпризов ввиде взятия слабостей.
Но опять же… 1 карта в обмен на
, даже с фильтрацией — это медленно. Сравните с «Тайными исследованиями» — 3 карты просто так, даром, если вы инвестируете 4 опыта.
Такие исследования в нашем университете любят и уважают!
Наконец, «Энциклопедия». Опять же,
в обмен на бонус на весь ход — для Дейзи выглядит неплохо (особенно если бафать коллег), но для других сыщиков это +2 всего на 2 действия. Непростительно медленно!
Конечно, может пригодиться в крайних случаях, но… Такие случаи по-хорошему нужно вообще не допускать.
Наконец, Дейзи выдали не только несколько игрушек, но и коллегу-«Библиотекаря», который прекрасно ориентируется в лабиринте полок и принесёт вам ровно тот том, что нужен в данный момент.
Прелесть в том, что «Библиотекарь» ещё и помогает вашему выживанию, впитывая рану и ужас, прежде чем уступить место Милану. Золотой человек!

Карты ловкачей 
Несмотря на противоречивый набор карт, идентичность класса в базе прописана идеально.
Похоже, в изначальной задумке это боевой класс. Однако, в отличие от
,
воюют иначе.
Начнём с вопроса «Чем воевать?», ведь нам дали целых 2 карты оружия в наборе (у
столько же).
Жаль, правда, что оружие так себе.
«Дерринжер» ещё можно использовать с переменным успехом, в него зашит хороший бонус к
. Но всё ещё больно бывает менять патрон на одну
!
«Выкидной нож» же — просто очень ненадёжная карта: просит превышать, но бонусов не даёт.
Впрочем, напомню, честно биться нос к носу — не в привычках
.
«Карманная кража» и 4
у Ската прямо кричат о зарождении архетипа уходятла.
Вам нужно уходить от врагов, не только чтобы таскать карты у них из карманов, но и чтобы «выключать» их перед боем, потому что…
…Вам придётся не просто биться с ними, а очень успешно биться, превышая сложность минимум на 2!
Превышения — первый кирпичик в фундамент идентичности
.
На первый взгляд это странная идея — заставлять превышать сыщика с 3
, но разработчики дали нам нужные инструменты.
Немного неочевидно, но вас страхуют дополнительные действия — ещё одна фирменная черта
.
«Лео Де Лука» — сильнейший союзник, до сих пор одна из лучших карт в игре. А ещё возможность купить дополнительное действие зашита в самого Ската.
Идея такая: ушли от врага, теперь есть 3 (или 4) действия, чтобы напревышаться вдоволь и залить ему максимум
.
Даже если не получится превышать, это как минимум 

при 3 успехах (или 4 при 4).
В теории должно хватить, чтобы добить «своего» врага за раунд. А если не вышло — так ты ж завернул его уходом, значит, он тебя не укусит.
А ещё можно воткнуть «Нож в спину». Или ввалить 
без проверок «Внезапной атакой», лучшим другом уходятла!
Но как-то дороговато всё это выходит, вам не кажется? Всё так, богатому классу — дорогие карты!
Да,
с самого начала были побогаче остальных. В базе им для этого дали «Кражу со взломом» и «Полосу везения».
И снова попадание 50/50, потому что «Полоса» хороша, а вот «Кража со взломом» совершенно не окупается по темпу даже на дистанции. Да и исследовать Скату с 3
без бонусов и статбустеров — затея так себе.
Сколько я не пытался заставить эту карту работать, «взлетела» она только у плутоватого воришки Рекса благодаря его способности находить дополнительную
.
Так вот, разжившись ресурсами, ваш
может смело вливать их в «Школу улиц», чтобы разогнать
и добиться-таки желанного превышения.
Ещё помочь может «Изворотливость»: бонус к любому навыку, который в теории будет возвращаться в руку снова и снова.
На практике же с требованием превысить аж на 3 разработчики переборщили, у меня эта версия «Изворотливости» заработала только в колодах Уини, и то, чисто на первый сценарий, чтобы потом улучшиться до версии 2 уровня.
«Неуловимость» и «Взломщик» цементируют идентичность класса подходом «Не получилось победить врага, да и чёрт с ним, пускай другие разбираются».
Забавно, что без табу «Неуловимость» случайно получилась мощнейшим телепортом, который можно сыграть и без врагов, чтобы переместиться за одно действие через всю карту. Посему заслуженный нёрф в табу.
«Взломщик» же, хоть и выглядит интересно, до сих пор не нашёл себя в моих колодах.
Вроде и широкий спектр применения, хочешь — уходи (бонус к
), хочешь — просто сваливай подальше без проверки (но и без ухода).
Возможно, я упускаю какое-то неочевидное применение этому союзнику? Поделитесь своими идеями в чате.
Наконец, «Игра наверняка», на мой взгляд незаслуженно непопулярное событие.
Когда вливаешь кучу ресурсов в «Школу улиц», обидно бывает провалить из-за невовремя вышедшего
, разожравшегося до –8.
«Игра наверняка» позволяет избежать этого, а ещё это последний штрих к портрету класса: чем дальше, тем сильней
будут ассоциироваться с азартными игроками, бросающими вызов судьбе за карточным столом.
В конце концов, как вы думаете Скату удалось выплатить мамины больничные долги? 😉

Карты мистиков 
Похоже, этот класс сразу планировался «особенным».
«
будут всё делать через
» — ядро идентичности класса, хоть в базе мы и не получили полную сюиту однотипных заклинаний на бой/исследование/уход.
Именно актив, заменяющий рабочий навык на
, нам дали всего один. Зато какой!
«Иссушение» на долгие годы стало стандартом боевого заклинания для
. Не из-за какого-то сногсшибательного эффекта, а просто потому что особым выбором игра не балует.
Для ухода через
игроки получили целых два события, и их негативные эффекты подозрительно похожи на «Иссушение»… Но об этом позже.
Сам же «Ослепляющий свет» не снискал особой любви, думаю, в первую очередь из-за цены.
в базе — довольно бедный класс (а ещё у Агнес 3👟, уйти можно, просто подкинув «Ловкость рук»).
Второй концепт этого набора — работа с колодой контактов.
Игра как будто говорит нам — настоящий
контакта не боится! Конечно, ведь он уже нагадал себе простенькую напасть на проверку
, ага.
Если серьёзно, «Гадание» (в отличие от «Иссушения») так и не стало золотым стандартом класса, найдя свою узкую нишу в колодах саппортов.
В свою очередь, «Лететь на огонь» была и остаётся шикарным инструментом для беспроверочного поиска
!
И да, мы не боимся взять по её эффекту «Древнее зло», потому что у нас на руке припасена «Защитная магия».
Пожалуй, если вам нужна одна особенная карта, чтобы убедить ячейку купить вторую базу — вот она, по сей день одна из сильнейших карт в игре.
в КУА неразрывно связана с
— обычно проверяющие именно этот навык напасти наносят именно этот вид урона.
Неудивительно, что
, амбассадор
, постоянно заигрывают с
!
Посмотрите на способность Агнес Бейкер, сыщицы-
этого дополнения.
Посмотрите на эффекты «Иссушения», «Ослепляющего света», «Запретных знаний», да той же «Защитной магии».
Игра людонарративно доносит до нас, что магия — опасная штука, и если заигрывать с ней чересчур беспечно, можно увидеть некоторое дерьмо (например, 


) и попрощаться с целостностью рассудка.
Кстати, «Запретные знания» — просто потрясающий инструмент для Агнес.
Если вы хотите менять рассудок на
врагам, почему бы не делать это в контролируемой манере?
Кроме того, буквально в каждой фазе есть окна игрока… 😉
«Бесстрашие» позволит вам подлечить излишки
, а «Свящённые чётки» не только прокачают рабочий навык, но и дадут необходимый запас рассудка.
Поначалу эти карты были просто незаменимы, сейчас же у нас есть альтернативы как для слота аксессуара, так и для лечения. Но чётки по-прежнему любимы многими игроками.
Ещё два любимых классом
архетипа представлены в зачаточном состоянии: работа с
и работа с мешком хаоса.
За
отвечает «Посвящённая» — просто идеальный союзник для
, ещё один сильный аргумент в пользу второй базы.
По сути, как таковой работы с
тут нет, по-настоящему архетип раскрылся в «Наследии Данвича».
Тем не менее, нас как минимум познакомили с этой концепцией и заставили поскрипеть мозгами, как пользоваться союзницей без ущерба темпу (вовремя сыграть или вовремя пустить в расход).
Базово работать с мешком позволяет «Причудливая статуэтка» — довольно сильная карта, кстати. Кто откажется избежать
?
Однако, полноценное развитие концепта управления мешком произошло только в «Забытой эпохе».
«Постижение магии» не особо и нужно,
этот класс обычно вкачивает другими методами, а
либо достаточно высокий, либо его игнорируют.
Наконец, «Стереть память» и «Книга теней». Прикольные карты на бумаге, но почти никогда не работают в реальности.
Первая не спасает от врага и необходимости биться/уйти, может помочь разве что с особо мерзким обязательным эффектом… Но разве не проще просто победить врага и отправить его в сброс?
Вторая же просто торпедирует ваш темп. За 3 опыта — нет, спасибо, я лучше просто сыграю второй экземпляр «Иссушения» вместо эээ иссохшего 🙂

Карты выживших 
Если честно, этот набор карт показался мне самым пёстрым и не-цельным из всех классов.
Остальные доносят до тебя чёткую идею: играть этим классом надо вот так, а этим — вот так.
В свою очередь, карты
скорее закладывают фундамент нескольких будущих архетипов, нежели полноценно реализуют хотя бы один из них.
Кроме того, некоторые карты в этом наборе просто-напросто не подходят ни Венди, ни Агнес! Но попробуем выделить закономерности.
Выжившие вполне соответствуют своему названию: как и Бориса-Бритву, их невозможно убить.
«Упорство» выглядит как самая бесполезная карта в наборе, учитывая значения «защитных» навыков у Венди и Агнес.
Тем не менее, если уж очень боитесь проверок в фазу Мифа (или хотите базово уходить от врагов), как минимум у сиротки точно может хватить на это
.
Ещё прикрыться от
может помочь «Кожаное пальто», но эта карта скорее пригодится Агнес, а потом будет ждать выхода Каркозы и Уильяма Йорика.
В целом, уход как будто главное действие для
в этом наборе: «Бродячий кот», «Отвлекающий манёвр», «Инстинкт выживания», «Обошлось».
Эти карты не только работают сами по себе, но и шикарно сочетаются друг с другом!
Особенно нравится комбо «Кота» и «Обошлось»: без траты действий (но за 

и заранее выставленного хвостатого) снимаешь врага с любого сыщика в своей локации.
Подобные комбо могут стать ключом к финалу «Ночи фанатички», но в других сценариях бесконечно уходить от врагов вряд ли получится. Да и дороговато кидаться индейкой за 



!
…Но вот с боёвкой в этом наборе напряжёнка. «Бейсбольная бита» на первый взгляд хороша (стабильные 
, хороший бонус к навыку), но стоит разок промахнуться… И что дальше?
Нам как будто намекают, что нужно откапывать её в мусоре, но я смутно представляю, как Венди может стабильно превышать на 2 при исследовании.
Понадобится локация с неясностью 1 или 2, «Фонарь» в руке, «Проницательность» в проверке… опять комбо? Или перетягивать жетоны за карты?
Да и воевать с 1
— вряд ли хорошая идея для сиротки, разве что она подкопит
и сыграет «Волю к жизни». Ещё одно комбо?
Боюсь, три разных комбинации в одной колоде — это перебор.
Кроме того, волю к жизни лучше проявлять для исследований, чтобы нагрести кучу
без проверок, это особенно может помочь в том же финале «Фанатички».
Похоже, «Рытьё в мусоре» — ещё одна карта «на будущее». Например, под Рекса Мёрфи?
Это, кстати, редкий пример карты, которая никогда не устаревает и становится лучше с каждым новым допом, потому что новый доп — это новые вещи, которые можно откапывать.
Кроме того, «Рытьё» — первая в игре карта, работающая со сбросом, что в итоге станет одной из самых ярких «фишек»
.
Ещё одной уникальной особенностью станет работа с провалами, и под это нам дали сразу несколько карт.
«Кроличья лапка», «Повезло» и «Гляньте, что тут!» — ещё одно комбо, позволяющее вам получить пользу в проверке вне зависимости от её исхода.
Допустим, вы исследуете. Успех? Отлично,
. Провал? Отлично, 
и карта.
«Повезло» же позволяет «отрегулировать» степень провала, если вам не хватило больше 2-х или если вы хотите превратить его в успех.
Это, наверно, одна из самых сильных карт в игре и точно самая сильная в этом наборе. Нужно только разобраться с нюансами модификации навыка в проверке.
Наконец, «Аквинна» (1). Очередной пример мышления авторов «в нашу игру всегда будут играть вчетвером», потому что в соло/дуо эта карта просто не работает, увы — редко когда в локации больше одного врага!

Нейтральные карты 
карты в базе — «дополнение» к классовым, этакая «добивка» для колод.
Поэтому они либо утилитарные (сиречь сами по себе, без необходимости в комбо, закрывающие определённую задачу), либо дублируют назначение классовых карт, только чуть похуже, чуть слабее.
Вот взять «Нож», например. Когда в игре было всего 2 цикла (
да
), его весело было брать в колоду Йорику. Кинул, победил врага, поднял обратно.
Да что там, во времена одного
приходилось даже к Зои в колоду класть, пока вторую базу не купил! В нынешнем же кардпуле… Вряд ли «Нож» до сих пор кому-то нужен.
Судя по всему, самое распространённое применение для него сейчас — распечатать карту ПнП сценария, положить в протектор поверх «Ножа» и добавить в колоду 🙂
А вот его брат-«Фонарь» до пор актуален! Очередное доказательство, что темп «
за
» жизнеспособен, а вот «
за
» — нет.
Кроме того, эффект «Фонаря» несравнимо сильнее, потому что в локациях с 1-2 неясности он может опустить оную в ноль (и тогда вы провалите, лишь вытянув
).
«Неприкосновенный запас» тоже до сих пор может считаться актуальным. Конечно, со времён его выхода каждый класс получил хоть какую-то опцию на экономику (некоторые даже не одну), запас — это просто и надёжно.
Собственно, надёжность и есть его главный плюс. Не нужно подстраиваться под условия других карт, просто шлёпаешь запас на стол первым действием и в игре и наслаждаешься горой
.
Ценность сюиты нейтральных навыков — очень интересная тема, мы её подробно разбирали на стриме.
Добавлю к аргументации ребят своё мнение: на этапе базовой коробки (или базы и 1-2 циклов) это весьма полезные карты.
Пока кардпул маленький и опций для буста навыков недостаточно, они позволяют добрать необходимые бонусы в сложных проверках. Кроме того, они учат игрока, что добор и прокрутка колоды — это важно.
Когда не знаешь, что положить в колоду, можно просто положить нейтральный навык на свой профильный стат + нейтральный навык на самый слабый «защитный стат» или просто «Внезапную отвагу», если в колоде есть и другие опции для добора.
(Кстати, эти навыки часто вызывают замешательство, когда подбрасываешь их товарищу. Кто берёт карту? У нас есть об этом небольшая статья.)
«Бронежилет» и «Амулет со знаком Старших Богов», на мой взгляд, состарились хуже всех, даже хуже «Ножа».
Платить опыт (ещё и целых 3 — немало!) за карты, которые всего лишь поддерживают тебя непобеждённым и никак не приближают к выполнению цели — тушить пожар половником, сидя внутри горящего дома.
На этапе базы, когда вариантов особо не было, в этом был смысл. Кто из нас, проходя в первый раз «Ночь фанатички», не сжигал свой дом и не брал Роланду «Амулет»?
Сейчас же мы знаем, что лишние
и
лучше впитывать союзниками, дающими и другие плюшки кроме впитки (самый темповый вариант), а в крайнем случае отлечивать (но больше одного жетона в обмен на действие).
Поэтому жилет и амулет идут к компанию к ножу, работать донорами картона.



