Обзор дополнения «Ужас Аркхэма: Забытая эпоха. Кампания»

Этот текст не содержит в себе спойлеров сюжета, не описывает детали игровых механик и не даёт «подсказок» по прохождению.

Вы можете смело читать его перед покупкой, если хотите узнать о кампании чуть больше, чем написано на коробке.

Ссылки на обзоры других сюжетных кампаний находятся в конце статьи.

О том, что такое карточный «Ужас Аркхэма», можно прочесть тут.

Не знаете, каких сыщиков взять в Эпоху? Сомневаетесь, какие сыщики лучше подойдут для этой кампании?

Мы подготовили для вас топ-5 рекомендованных сыщиков для прохождения «Забытой эпохи» в нашем Telegram-канале по ссылке!


«Забытая эпоха» — третья сюжетная кампания карточного «Ужаса Аркхэма». После двух оглушительных успехов в лице «Наследия Данвича» и «Пути в Каркозу» команда разработки решила рискнуть и позволить себе чуть больше творческой свободы, чем обычно.

В результате мы получили кампанию, которая не оставила равнодушным никого:  часть игроков полюбила её с первого взгляда, часть возненавидела, а часть — сначала возненавидела, но полюбила с годами!

Как же так вышло, и что именно настолько радикально разделило игровое сообщество? Давайте разбираться.

Не секрет, что у множества людей Лавкрафт и его творчество в первую очередь ассоциируются с щупальцами, морскими монстрами и ужасом с далёких звёзд.

Именно поэтому выбор джунглей Центральной Америки в качестве декораций для новой истории стал сюрпризом для многих игроков. Казалось бы, тропические леса, змеи и древние племена больше подходят как сеттинг для настолки имени Индианы Джонса, разве нет?

На самом деле, не совсем. Тема экспедиций в укромные уголки планеты хорошо раскрыта в творчестве ГФЛ, и «Забытая эпоха» активно черпает вдохновение из таких замечательных рассказов, как «Тень из безвременья», «Курган» и «Проклятие Йига».

Подробнее о произведениях, которыми вдохновляются авторы игры, можно почитать в нашей статье по ссылке.

Кроме того, сеттинг джунглей и приключений «за пределами Аркхэма» давно стал частью франшизы «Ужаса Аркхэма», в этом плане карточная версия игры развивает идеи, заложенные в «Древнем ужасе» и «Особняках безумия» второй редакции.

Да и тон истории, рассказанной нам в «Забытой эпохе», отнюдь не похож на разудалые приключения знаменитого археолога в шляпе и с хлыстом. Несмотря на непривычные декорации, это всё ещё тот самый смертельно опасный «Ужас Аркхэма», пускай и чуть более солнечный и влажный, чем обычно.

Авторы отлично поработали с первоисточником, взяв из него не только множество хорошо знакомых фанатам Лавкрафта мест действия, но и целые расы существ (и, конечно же, ужасающего Древнего бога).

Несмотря на заимствование, рассказанная нам история звучит свежо и привносит в игру гораздо больше личного творческого видения Эмджей, нежели, например, «Наследие Данвича».

Размышления о причине и следствии, «эффекте бабочки» и долгосрочных последствиях своих поступков — не совсем то, чего ожидаешь от «Ужаса Аркхэма». Но это работает!

Думаю, можно понять фанатов «классического» Лавкрафта и «классического» КУА, у которых эти темы вызвали отторжение. Конечно, в кампании присутствует тот-самый-космический-ужас (его хорошо резюмирует вынесенная в эпиграф фраза «Мы не хозяева на Земле»), но он набирает обороты ближе к развязке всего действа.

Возможно, не все недовольные добрались до финала истории? Впрочем, недовольство многих игроков было вызвано отнюдь не только (и не столько) декорациями и сюжетом.

«Эпоха», без сомнения, — самая механически «смелая» кампания из первых четырёх. Возможно, «Нарушенный круг» и вышел таким «спокойным» в механическом плане из-за того, что после буйства «Эпохи» разработчики решили немного притормозить.

Начнём с комплиментов — во всех топах любимых или лучших сценариев игроки по сей день упоминают «Нити судьбы» и «Город архивов».

И это логично, ведь их дизайн поистине гениален! Это тот случай, когда игровые механики идеально сплавляются с историей, создавая уникальный игровой опыт.

Безусловно, невозможно выдержать столь высоко задранную планку в дизайне всех остальных сценариев кампании, но в отличие от «ровных» предшественников перепад в увлекательности сценариев в «Эпохе» иногда напоминает американские горки.

Ещё один камень преткновения — две центральные механики, на которых кампания активно строит собственную идентичность: разведка и припасы.

О разведке поговорим подробнее чуть позже, проблема припасов же, как мне кажется, в ожиданиях игроков. Всё же большинство из нас имеет достаточно обширный опыт прохождения компьютерных игр с бинарным условием победы — ты либо победил, либо нет; либо прошёл до конца, либо не выполнил задачу.

«Ужас Аркхэма», в свою очередь, пытается быть как можно дальше от бинарных условий победы (насколько это возможно). И та же механика припасов — это не про «ты либо сделал правильный выбор и победил, либо переигрывай».

Мне кажется, что эта механика скорее отражает банальную несправедливость реальной жизни. Когда думаешь, что готов ко всему, но невезение или сложившиеся против обстоятельства сводят на нет все приготовления.

Так и припасы — да, иногда их эффекты нелогичны. Да, в «слепом» прохождении не всегда угадаешь, что взять своему сыщику. Может статься, что вы окажетесь абсолютно беззащитны перед опасностями тропических лесов! На то они и смертельно опасные тропические леса…

Здесь пора перейти наконец к главному слону в комнате. Имя ему — сложность.

«Забытая эпоха» невероятно сложна. Автор этих строк неплохо (вроде как) играет в «Ужас Аркхэма», но «Эпоха» — единственный цикл, который ещё не покорился на исход «сыщики победили в кампании».

Прыжок в сложности между «Эпохой» и предыдущими двумя кампаниями огромен. Иногда это ощущается, будто игра тебя за что-то наказывает, а тебе совершенно нечего ей противопоставить.

Конечно, в первую очередь это касается «слепого» прохождения. Когда знаешь, что подстерегает за углом, проще подготовиться, собрать колоду и выбрать подходящие твоему сыщику припасы. Так ведь?

Почти. Здесь на сцену выходит и печально известная механика разведки. С её помощью авторы пытались воссоздать ощущения исследования неведомых и нехоженных пространств, будь то дебри тропического леса или неизведанные глубины пещер.

И если к нарративному обоснованию вопросов нет, то к механический реализации иногда возникает один: «А чего так больно-то?» 🙂 Пожалуй, здесь даже сами авторы согласны, что слегка переборщили со сложностью, поэтому механики разведки и припасов были перебалансированы в «Возвращении».

Добавим в микс явный перекос в количестве проверок на один определённый навык и получим поистине уровень сложности «кошмар» для «слепого» прохождения!

Однако, если вам нравятся зубодробительная сложность, колодостроительные вызовы и режим «превозмогать» — для вас ситуация круто меняется.

Разрабатывая «Забытую эпоху», Эмджей словно поставила перед собой цель: бросить вызов игрокам и устоявшимся канонам декбилдинга, буквально заставить игроков посмотреть на игру под иным углом и поскрипеть мозгами над новыми тактиками и подходами к колодостроению.

Я искренне верю, что у «Забытой эпохи» есть своя ниша и своя аудитория в сообществе карточного «Ужаса Аркхэма». К счастью, творчество Лавкрафта и вселенная «Ужаса Аркхэма» достаточно широки и многогранны, чтобы вобрать в себя всё — даже немножечко от Soulslike-игр.

Солнце ярко сияет на безоблачном небе, но пускай эта идиллическая картина не обманывает вас. Необъятные джунгли безумно опасны, и быть укушенным ядовитой змеёй, пожалуй, наименьшее из зол, с которым вы можете столкнуться в этом забытом всеми богами месте в десятках километров от цивилизации.

Кому довериться, когда жизнь ставит сложнейший выбор? И вообще, можете ли вы довериться хоть кому-то, или пора наконец пойти своим путём?

Отчаянно забираясь в глубины Йота, не думайте о том, как вернуться обратно. Вам это может и не понравиться, но, если не обернуть время вспять, остаться в К’ньяне придётся навсегда…


Приобрести дополнение «Забытая эпоха. Кампания» можно на сайте Hobby Games.

Если вам нужна помощь со сбором колоды, совет по интерпретации правил или просто живое общение на тему карточного «Ужаса Аркхэма», вступайте в наш чат и подписывайтесь на наш канал в Telegram.


Другие обзоры сюжетных кампаний:

By:


Оставьте комментарий